Протоиерей Стефан Авраамович Березнеговский
        На предыдущую страницу    На начало    На следующую


          В ряду исследователей прошлого Тамбовского края имя протоиерея Стефана Авраамо-вича Березнеговского по праву можно поставить первым. Собственно его трудами местное краеведение и началось. Жизненный выбор мальчика, родившегося 27 декабря 1797 года в с. Мосоловке Усманского уезда "от диакона (впоследствии священника - сост.) Авраамия Его-рова и жены его Марии Васильевой", определила его принадлежность к духовному сосло-вию. В 1809 году, продолжая служение деда (название места, службы которого - с. Березне-говка - явилось производным для фамилии) и отца, Стефан поступил в Тамбовскую семина-рию, где обучался до 1820 года. В круг предметов, подлежавших изучению семинаристов того времени, помимо церковно-практических, богословских, входили древние и новые языки, история, физика, математика, медицина, сельское хозяйство. Окончивший учебу третьим по списку (что традиционно означало и соответствующее место среди выпускни-ков), Стефан в том же году был рукоположен во священника к больничной Александро-Невской церкви города Тамбова. До конца своих дней о.Березнеговский совмещал непро-стое пастырское служение с широкой общественной деятельностью. По замечанию биогра-фа, "церковные и государственные награды не обошли о.Стефана, как впрочем, и служебные неприятности".

          Депутат Городской Думы, директор Тамбовского губернского попечительного о тюрь-мах комитета, член Духовной Консистории, эконом семинарии, член строительных комите-тов - о.Стефан успевал заботиться о заключенных, утешать страждущих, выполняя требы в холерных больницах, совершать богослужения и проповедовать Слово Божие. "В характере его, - сообщает биограф, - общительном и благодушном, не было излишней идеальничаю-щей сентиментальности, но зато преобладала чисто житейская практичность", которая, ви-димо и привлекала церковных и гражданских администраторов.

          Но было у о.Стефана одно "непрактичное" желание, исполнению которого он посвятил немалую часть своей жизни: "...указать современным описателям Тамбовской губернии (да и жителям края - сост.), что она в древнейшие времена много представляла и представляет интересных событий, без помещения которых всеобщая Русская История не может быть полна, ясна и отчётиста". Свои труды о.Березнеговский, как некогда древнерусские книжни-ки, оценивает весьма скромно: "Живя в Тамбове более сорока лет постоянно, я старался уз-навать о старом быте Тамбова, достал о нем рукописную летопись, и, основываясь на этих фактах, от нечего делать (это при его-то загруженности! - сост.), решаюсь передать мною собранное другим. Конечно, мой рассказ о Тамбове не полон; но, по крайней мере, не все поглотит ненасытное время; а может быть, будущий историк Тамбова найдет в нем что-нибудь нужное для себя".

          В местных изданиях на протяжении многих лет появляется галерея публикаций, иллю-стрирующая широту исследовательских интересов автора, его эрудицию, знакомство с исто-рическими трудами современников и предшественников. Березнеговского привлекает исто-рия края и епархии, "начало расколов и ересей", астрономические и природные явления, ме-стная топонимика и историческая география, архитектурные сооружения и развитие духов-ного образования. И в каждой работе заметно желание опереться на факты, ввести в поле зрения читателей неизвестные документы, предварительно сопоставив их, рассказать о со-бытиях по возможности точнее.

          Церковно-исторические темы занимают большое место в творчестве Березнеговского. Это статьи о Тамбовской семинарии, Спасо-Преображенском кафедральном соборе, поле-мические заметки о месте ранения и кончины священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского. Первым среди краеведов о.Березнеговский пишет "Историю Тамбовской епар-хии", в которой пытается проследить исторический путь Православия в Тамбовском крае от начальных шагов Христианства на Русской земле. А так как, по мнению о.Стефана, "история Тамбовской епархии неразрывно соединена с историей народов, вошедших в состав ея", то перед читателем - своеобразный очерк истории края. Убежденный противник сектантства, о.Березнеговский на страницах Епархиальных ведомостей публикует очерк "О начале ересей и расколов в Тамбовском крае", в котором выступает более как историк-исследователь, не-жели как апологет-полемист.

          Стремление "сберечь необходимую связь происшествий" отличает "Некоторые истори-ческие и статистические замечания о Тамбовской губернии", опубликованные в 1843 году в Тамбовских Губернских Ведомостях, и др. работы по гражданской истории. Среди них осо-бый интерес представляет заметка "Где находилась Онуза, в которой останавливался Батый". Березнеговский относит местонахождение летописного городка Онузы на реку Польной Во-ронеж (ныне восток Тамбовской области). Именно отсюда, как сообщают летописцы, хан Батый отправил послов к рязанским князьям с требованием дани.

          Конечно, современная академическая наука найдет в трудах протоиерея Стефана Бе-резнеговского множество недочетов и даже ошибок, но, тем не менее, значимость его работ для местного краеведения сохраняется и по сей день. Своим критикам о.Стефан вполне мог бы ответить латинской поговоркой: сделал что мог, пусть другой сделает лучше.

          В октябре 1867 года протоиерей С.А. Березнеговский вышел за штат, а 14 апреля 1868 скончался. К сожалению, могила его на Воздвиженском кладбище Тамбова не сохранилась.


        На предыдущую страницу    На начало    На следующую


        (C) 1998-2003, Центр Православной Культуры г.Тамбова
        (С) ТамбовЦНИТ, сектор РИТ ДО
        Партнеры: техника для леса хабаровск, ооо.