![]()
Местом рождения епископа Николая (мирское имя - Никанор Васильевич Доброхотов) стала Орловщина. Он происходил из духовного сословия (отец служил диаконом) и родился 4 августа 1800 года. Образование дети священнослужителей того времени могли получить в духовных учебных заведениях. Никанор Доброхотов обучался в Орловской Духовной Семи-нарии, после чего преподавал в Севском Духовном училище. Смерть невесты заставила Никанора отказаться от мысли вступить в брак. Он продол-жил обучение в Киевской Духовной Академии и принял монашество с именем Николай. Долгие годы были отданы преподавательскому труду: профессор словесности Могилевской, ректор Пензенской, Ярославской Духовных Семинарий. В 1836 году он возглавил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, а 14 апреля 1841 года стал епископом Тамбовским и Шацким. По свидетельству протоиерея Г.В. Хитрова, "физиономия его лица с выразительными чертами, отличалась суровостью, которая с первого взгляда внушала страх и отталкивала от него людей, доколе они не узнавали, какое сердце скрывалось под суровою наружностью...". Тамбовская паства оценила сердечную доброту своего архиерея и отвечала ему любовью. Богослужения, совершаемые епископом Николаем, отличались многолюдством. Архи-пастырь "держал себя просто и естественно, но простота его была величественна". Славу епископа Николая составили его проповеди, за которые его иногда называли "Златоустом". Его слово часто служило одним вразумлением, другим обличением, третьим наставлением. "Все сирые, бедные и убогие, - замечает о владыке Николае протоиерей А.Е. Андриев-ский, - имели в нем любвеобильного защитника и помощника". Действительно, нестяжа-тельность его была редкая. "К праздникам Рождества Христова и Пасхи в Тамбовском духо-венстве едва ли был кто беднее его" - владыка раздавал все до последней копейки. Однажды у него не нашлось денег на поездку в Синод для присутствия (теперь уже самого епископа выручил благотворитель). Очень много успел сделать епископ Николай за годы управления епархией. Он разви-вал духовное образование (множество школ и училищ открыты при его помощи), способст-вовал открытию новых и благоустройству уже существовавших монастырей, провел рефор-му приходских штатов, содействовал строительству храмов. Тяжелая болезнь заставила Преосвященного Николая уйти в 1857 году на покой. Уез-жая, при прощании владыка сказал: "Я еду умирать, не забудьте меня". Он поселился в Ио-анно-Предтеченском Трегуляеве монастыре. Первоначально епископу удавалось ходить на прогулки, но болезнь и старость брали свое: ноги совсем ослабли, он потерял голос. Влады-ка постоянно находился в келии и читал (чтение и раньше было его любимым занятием во время отдыха), ночью молился, сидя в кресле (перед ним стоял аналой). В церковь он мог пойти только с помощью проводников и во все время богослужения вынужден был сидеть. "Чем более слабею телом, - говорил епископ Николай, - тем более бодрею духом". Но даже при таком состоянии здоровья ему удавалось посещать Тамбов и служить панихиду у гроб-ницы святителя Питирима. За три дня до смерти он принял схиму с именем Филарет. Ог-ромное число горожан и крестьян пришли 25 октября 1864 года в Трегуляев монастырь, чтобы помолиться у гроба архипастыря. Он был похоронен у северной стены Предтеченской церкви обители. Коротенькие истории о епископе Николае, его острые ответы, фразы еще при его жизни передавались из уст в уста. Вот некоторые из них. Епископ Николай делает замечание чиновнику: "Вы сегодня не были в церкви". "У меня церковь в сердце", - горделиво заявляет тот. "А колокольня Ваша где?" - Интересуется владыка. Чиновник смутился. Одна госпожа среди разговора у владыки в доме сетовала о потере, кото-рую понесла паства в связи с тем, что епископ Николай не говорит пропове-ди. Владыка спросил: "А мое молчание разве не поучительно? Многие мно-гому учились у молчальников, только жаль мое молчание не произвольное". "Но жаль, что мы не слышим в храме проповеди", - заметила госпожа. "Проповеди говорят в одной здешней церкви, за раннею литургиею", - отве-тил епископ. "За ранней литургией? - Возразила госпожа. - Кто же их слуша-ет, дураки разве?" "Нет, дураки долго спят", - последовало пояснение влады-ки. Диалог с дьячком. - Кто ты такой? - Дьячок, Ваше Преосвященство. - Что тебе нужно? - Диаконское место. - На что? - У меня одиннадцать детей, кормить нечем. - Что же такое? У Иакова было двенадцать сыновей, и тот не жаловался. - Но если он получил место, то и мне окажите милость. До двенадцати у меня только одного не достает, в том я не виновен. - Ну, хорошо, я постараюсь тебе помочь. - Смеясь, ответил епископ Николай. Диалог с прихожанами. Прихожане: "С Вашего архипастырского благословения отлили новый колокол. Теперь пожалуйте нам диакона". Епископ: "Я диаконов не отливаю". По поводу воспитания: "В старом букваре дети читали: "А" - ангел; "Б" - Бог, а по нынешней методе: "А" - арап; "Б" - бык". "От строгости близко до жестокости, а за нею неминуемы неправды и грехи, вопиющие на небо". (C) 1998-2003, Центр Православной Культуры г.Тамбова (С) ТамбовЦНИТ, сектор РИТ ДО Партнеры: Портал про электричество |