Иеромонах Августин
        На предыдущую страницу    На начало    На следующую


          Иеромонах Августин (в миру Авдей Ефимов) родился в 1799 году и по происхождению своему принадлежал к духовному сословию. С детских лет он стремился к монашеской жиз-ни, однако различные обстоятельства долго препятствовали ему в осуществлении этого же-лания. Некоторое время Авдей учился в Тамбовской духовной семинарии, но материальные затруднения вынудили его, воспитанника риторического класса, оставить учебу. После всту-пления в брак, его рукоположили во диаконы к церкви села Русаново Борисоглебской окру-ги.

          Смерть супруги разорвала его связи с внешним миром, и он тотчас осуществляет свою детскую мечту - в 1842 году поступает в Иоанно-Предтеченский Трегуляев монастырь. Только через четыре года его постригают в монашество с именем Августин, а в 1854 году он становится иеромонахом.

          По близкому расположению к городу, Трегуляев монастырь часто принимал паломни-ков-мирян, которые иной раз жили подолгу. Многие из них, ища духовного руководства, обращались к иеромонаху Августину, видя в нем опытного проводника на пути христиан-ского делания и спасения души. Нелегкое бремя пастырских обязанностей о.Августин нес с достоинством, сознавая великую ответственность, возложенную на него. Число его духов-ных чад возрастало, а вместе с тем умалялось то, что он искал с раннего возраста - уедине-ние. Да и настоятель с братией все больше выражали недовольство тем, что порядок обите-ли нарушается постоянным присутствием почитателей старца. Иеромонах Августин решает удалиться в пустынь. В трех верстах от монастыря, среди лесной чащи, в лощине, он вырыл себе пещерку, а рядом с ней колодец. Здесь он и жил, предаваясь подвигам поста и молитвы. Но невозможно было сокрыть этот "светильник, горящий и светящий", при свете которого многие "хотели малое время порадоваться" (Иоанн. 5,35).

          Слава о подвижнике Трегуляевского леса стала распространяться, сюда потянулись ве-реницы людей. Настоятель монастыря архимандрит Никодим, завидуя славе старца, запре-тил ему жить в пещере. Иеромонах Августин со смирением принял это повеление и вернул-ся в обитель. На его просьбы о возвращении в пустыньку следовал неизменный отказ. Все же о.Августин иногда тайно посещал пещерку для уединенной молитвы. Узнав об этом, ар-химандрит в наказание отправил иеромонаха Августина "в черные работы" на год в Санак-сарский монастырь. Через год ссыльный вернулся с отзывом: "Такого старца беспокоить ни в коем случае не следует". После этого о.Августин оставался на жительстве в Трегуляевской обители, исполняя священническую череду и по прежнему тайно посещая свою пустыньку. Противодействие настоятеля не прекратилось: время от времени он присылал рабочих для разрушения пещерки, так что иеромонаху Августину приходилось ни один раз восстанавли-вать место своих подвигов. Архимандрит Никодим был человеком не монашеского духа и не понимал подвижника. Прожив с таким старцем в одной обители 30 лет он, когда его спрашивали каково ему в монастыре, отвечал: "Скучно, не с кем поговорить. Ни одного ум-ного человека нет".

          Строго исполняя монашеские обеты, старец Августин был совершенно нестяжателен. Все деньги, которые к нему попадали, он сразу же раздавал нуждающимся. После смерти у него не нашли ни копейки. Он всегда готов был прийти на помощь любому, часто отдавая все, что у него было. Особенно старался утешить молодых иноков, которые, не выдерживая искушений, собирались покинуть монастырь. Часто те, кого о.Августин предостерег от оп-рометчивого шага, становились достойными своего монашеского звания, идя трудным пу-тем высокой духовной жизни. Правда, встречались и такие, что пользовались простотой о.Августина, стремясь получить от него что-либо, но он не позволял чувству обиды овла-деть собой.

          Всякий раз при чередном служении, о.Августин служил молебен с акафистом перед иконой Божией Матери "Скоропослушница", которую он получил с Афона. Позже, уже по-сле его смерти, находившиеся в скорбях и бедах, обращаясь с усердной молитвой к Богома-тери именно перед этим образом, получали скорую помощь. Образ стали чтить как чудо-творный.

          Господь сподобил верного раба Своего дара прозорливости и духовного рассуждения, о чем свидетельствовали многие. Так, насельнице Кирсановского Тихвино-Богородицкого монастыря Софии, до поступления в обитель сильно желавшей выйти замуж, старец пред-сказал монашество, что и исполнилось.

          Кончина старца последовала в 1883 году. Место подвигов иеромонаха Августина - пустынька - оказалось заброшенным. Только спустя несколько лет на средства купчихи Ма-лаховой, духовной дочери старца, на могиле его установили крест. В годы гонений Трегуля-евский монастырь и его некрополь полностью разрушили, но по слову Священного Писа-ния, "память праведника пребудет благословенна" (Притчи. 10,7).


        На предыдущую страницу    На начало    На следующую


        (C) 1998-2003, Центр Православной Культуры г.Тамбова
        (С) ТамбовЦНИТ, сектор РИТ ДО
        Партнеры: