Монахиня Миропия (Аденкова)
        На предыдущую страницу    На начало    На следующую


          Монахиня Миропия, в мире Мария Иванова, происходила из московской дворянской семьи; родилась она в 1766 году; место жительство родителей ее, равно как и имя матери ее, неизвестны, но несомненно, что она воспитана была ими в духе православной веры и стро-гого христианского благочестия. Когда Марии Ивановне исполнилось совершеннолетие, родители выдали ее замуж за Орловского (вероятно) дворянина Григория Федоровича Аденкова и при этом благословили ее на новую семейную жизнь своею родовою иконою Казанской Божией Матери, украшенною золотым крестом-мощевиком. Григорий Федоро-вич Аденков занимал весьма видное положение; он служил в Томской губернии при соля-ной экспедиции и располагал большими средствами. Но семейная жизнь Марии Ивановны продолжалась недолго; в 1790 году муж ее умер, оставив ее вдовою; детей у них не было. Молодая богатая вдова, вращаясь в кругу высшего светского общества, имела полную воз-можность вступить в новый брак; но издавняя склонность к тихой жизни заставила ее убо-гую келию обители предпочесть богато убранным дворянским покоям...

          "Из давних лет моих я имела твердое намерение к получению монашеского чина", - писала она сама в одном из своих прошений на имя Преосвященного Ионы, епископа Там-бовского. Следуя сему влечению, она, таким образом, поступила в Московский Зачатьев-ский Алексеевский женский монастырь. Здесь, вдали от мирской суеты, Мария Ивановна на положении простой послушницы - белицы терпеливо исполняла всякие труды, возлагаемые на нее по усмотрению игумении Доромидонты. Так незаметно текло время, сменялись годы, пока не настал всем памятный 1812 год. В этом году Россия потрясена была нашествием французов, двинувшихся на нашу Родину под начальством своего Императора Наполеона. 12-го июня неприятельская армия перешла нашу западную границу; 25-го августа под уда-рами ее пал город Смоленск, а 2-го сентября французы вступали уже в Москву. Спасая себя и свое имущество, большинство жителей заблаговременно покинули Москву; примеру их последовали и сестры Зачатьевского монастыря. Собралась в путь и послушница Аденкова; она тогда же решила навсегда оставить Москву и устроиться в Тамбовском Вознесенском девичьем монастыре, о существовании которого она знала и слышала от прежних своих зна-комых. При отсутствии железных дорог весь длинный путь (440 верст) до Тамбова ей пред-стояло совершить на лошадях. Дальность расстояния, шайки всюду бродячего люда делали это путешествие для женщины весьма опасным. Торопясь выездом, Мария Ивановна почти все свое имущество покинула в обители; не расставалась она лишь с заветною своею святы-нею, иконой Казанской Божией Матери, своим родительским благословением. Возложив все упование на помощь Царицы Небесной, она усердно помолилась пред святой иконой и, держа ее на персях, вышла из своей келии и села на приготовленную подводу. Трудно ска-зать, как много времени пришлось ей потратить на этот переезд. К несчастью ямщик, вез-ший монашенку, заподозрил у нее большие деньги и решил воспользоваться ими, покончив предварительно с ней самой. Для удобства исполнения своего замысла, он свернул лошадей с дороги и направил их в чащу близ лежащего леса. Мария Ивановна, несмотря на свою не-опытность, сразу поняла, какая грозит ей опасность и со всею горячностью своего сердца обратилась с молитвою к Царице Небесной, прося Ее защиты от неминуемой смерти. "Не бойся, Я твоя Заступница", - вдруг послышался голос в ответ на ее молитву. Мария Иванов-на воспрянула духом, а ямщик внезапно лишился зрения. Сознавая свою вину, ямщик испо-ведал свой преступный замысел пред монахиней и слезно просил ее помолиться об исцеле-нии, дав при этом обещание целою и невредимою доставить ее на место. После краткой со-вместной молитвы пред иконою Божией Матери, ямщик прозрел и с чувством глубокой бла-годарности к Богу и искреннего уважения к своей путнице благополучно доставил ее в Воз-несенский женский монастырь. Это было в конце 1812 года. Игумения Вознесенского мона-стыря с любовию приняла вновь прибывшую путницу, и с этого времени она навсегда оста-лась жить в сей обители. По ходатайству той же игумении Маргариты вдова Мария Иванов-на Аденкова 9-го июня 1816 года была включена в штат монахинь Вознесенской обители с наречением ей имени Миропии. В то время в Вознесенском монастыре был один только храм Вознесенский; 41 келия и до 150 монахинь с послушницами. Келии у сестер были де-ревянные, одноэтажные и в большинстве крытые тесом; расположены они были четырех-угольником, в южной стороне которого находился храм. Все келии составляли собствен-ность монашествующих, они переходили из рук в руки или по наследству или же путем куп-ли-продажи. Следуя сему обычаю монастыря, и монахиня Миропия на оставшееся сбереже-ние купила себе келию, лежащую на северной стороне от храма. Келия эта была ни что иное, как простая 7х8-аршинная деревянная изба, крытая тесом, нештукатуреная, с русскою печью в углу. Вход в келию вел через маленькие сени, на лицевой стороне которых было очень ма-ленькое оконце, закрывавшееся изнутри деревянною задвижкою. Это скромное жилище Миропии также скромно было и обставлено; передний угол келии был украшен св. иконами, между которыми первое место занимала икона Казанской Божией Матери; пред нею тепли-лась неугасаемая лампада. Жизнь монахини Миропии в Вознесенском монастыре протекала тихо, незаметно, как жизнь и вообще всякого монаха или монахини, в келейных трудах, в церковной и домашней молитве, в исполнении монастырского послушания (Миропия была ризничая - починяла ризы). Отличительную черту ее характера составляли скромность, кро-тость, высокая религиозная настроенность, полная преданность воле Божией и особое бла-гоговение к своей келейной иконе Казанской Божией Матери; в порядке своих келейных монашеских правил она ежедневно прочитывала пред нею акафисты. Благодаря своей высо-кой настроенности, Миропия оказывала благотворное влияние на окружающих сестер и от всех пользовалась любовию и уважением. Несмотря на свое происхождение из богатой се-мьи, Миропия во всем терпела нужду и недостаток; по словам игумении Эмилии (Боголеповой), полагавшей начало своей монастырской жизни в келии монахини Евфимии (Поповой), последняя близка была к Миропии и нередко делилась с нею своею скромною трапезою. Но Миропия не сетовала на свою необеспеченность и благодушно переносила всякое лишение. В келейной жизни она была чрезмерно проста, делала все своими руками и не любила сторонних услуг. Она не имела лишних послушниц, кроме своей родной племян-ницы Ольги Павловой, по происхождению также дворянки. Но последняя по слабости сво-его здоровья не столько помогала своей тетушке, сколько сама пользовалась ее услугами; в 1827 году 19-го февраля она скончалась от чахотки, оставивши Миропию уже в преклонном возрасте. Смерть племянницы, скончавшейся в молодых годах (24-х лет), для Миропии была тяжелым испытанием; она потеряла в ней и близкую родственницу, и единственную наслед-ницу своего незатейливого монастырского имущества. Миропия безропотно покорилась во-ле Божией и сама, не отличаясь крепким здоровьем, серьезно стала помышлять о близости своей кончины. Ее заботила в этом случае не келия, не скудное монастырское хозяйство, а судьба той св. иконы Божией Матери, которая спасла ей жизнь на пути к Тамбову, куда де-вать ее по смерти. Единственным и наилучшим решением сего вопроса, казалось ей, - это передать сию икону в свой монастырский храм, сделавшийся теперь для нее уже родным. Но Господь судил иначе. В марте месяце 1827 года Сама Богоматерь в сонном видении явилась Миропии и повелела ей вручить свою икону Шацкой Вышенской пустыни на вечные време-на. Миропия с радостью исполнила это повеление Царицы Небесной и 7-го марта того же 1827 года передала икону по назначению с находящимся при ней крестом чрез протоиерея села Лесного Конобеева о.Димитрия Афанасьева. Таким образом, Казанская икона Божией Матери, четырнадцать лет пребывши в стенах Вознесенской обители, в келии монахини Миропии, по воле Божией делается достоянием Вышенской пустыни, от которой она и по-лучила еще название "Вышенской".

          Два года и девять месяцев пережила Миропия это событие. 14-го декабря 1829 года, напутствованная всеми таинствами Православной Церкви, она мирно скончалась о Господе на шестьдесят четвертом году от рождения и была погребена внутри монастыря с южной стороны храма; на могиле ее был положен памятник, простой камень песчаник.

          Между тем от иконы Божией Матери, переданной монахиней Миропией Вышенской пустыни, начали совершаться знамения и чудеса, свидетельствующие о пребывании на сей иконе особой Божией благодати; бывали случаи исцеления больных, бывали моменты, когда монахи пустыни в ночное время наблюдали чудный свет, озарявший как бы от теплящейся пред нею лампадки. Слух о сем быстро разнесся по окрестности и стал привлекать в пустынь все новых и новых богомольцев, число которых с каждым годом возрастало. Особенно же почитание сей иконы усилилось в 1861 году, со времени появления холерной эпидемии в городе Моршанске. Число человеческих жертв, унесенных эпидемией, было весьма значи-тельно. В эту страшную годину жители Моршанска искали спасения не столько во врачеб-ной помощи, сколько в усердной молитве Царице Небесной пред Вышенской Ея иконою, которую нарочито приносили в то время в г. Моршанск. И при этом было замечено, что с первого дня принесения св. иконы сила эпидемии быстро ослабела: новых заболеваний поч-ти не было и, таким образом, холера постепенно прекратилась. То же самое повторилось и в гор. Тамбове, пережившем подобную холерную эпидемию в 1871 году.

          В настоящее время св. икона целых восемь месяцев обносится по городам и селениям Тамбовской губернии и таким образом она посещает шесть городов, три монастыря, до ста сел и несколько владельческих имений, оставаясь в местах остановок от нескольких часов до месяца с днями. Усердие почитателей святой иконы привлекло в пустынь значительные средства, которые дали возможность украсить икону золотою ризою, осыпанною драгоцен-ными камнями и соорудить на нее весьма ценную киоту из чистого серебра; не забыта была и прежняя владелица этой иконы монахиня Миропия; в благодарную память за ее великий дар пустыни, в 1892 году Вышенским архимандритом Аркадием сооружен над ее могилою памятник в виде четырехгранной часовни, изготовленный С.-Петербургскою фирмою Сан-Гали стоимостью до пяти тысяч рублей. Кроме сего, во время пребывания св. иконы в горо-де Тамбове, при посещении ею Вознесенского монастыря, сопровождающий икону иеромо-нах, по распоряжению своего настоятеля, неотложно отправляет большую панихиду по мо-нахине Миропии в бывшей ее келии. Такая же панихида служится и у ее могилы в храме по окончании крестного хода с иконою кругом всего монастыря. В 1906 году, когда произво-дилась перестройка Вознесенского храма с целью его распространения, южная стена его за-хватила и могилу монахини Миропии; часовню пришлось сдвинуть со своего места и поста-вить южнее на общее монастырское кладбище, а для гроба Миропии, открытого при прохо-де с бутом, по распоряжению игумении Антонии был изготовлен новый склеп под самым храмом. Но епископ Иннокентий не разрешил подвигать гроба со своего места, а приказал перекинуть чрез него в стене арку. Таким образом, гроб монахини Миропии оказался в са-мом храме, в нише южной его стены. По отделке и освящении храма в 1907 около гроба Миропии, по словесному благословению Преосвященнейшего Иннокентия, устроена пещера с каменным в нее сходом, что дало возможность служить панихиды внутри пещеры, у само-го гроба сей монахини. Для охраны гроба, значительно пострадавшего от времени, он на-крыт чехлом, имеющим вид гробовой крышки, сделанной из плотного листового железа с медным распятием наверху. Сход в пещеру внутри храма огорожен железною решеткою и прикрывается деревянною крышкою.

          Сестры Вознесенского монастыря к памяти Миропии относятся с большою любовию и почтением. В день ее кончины, 14 декабря, ежегодно в монастыре совершается торжествен-ное поминовение ее служением накануне заупокойного всенощного бдения, а в самый день - заупокойной литургии и панихиды.

          Не тщетно Господь хранил память монахини Миропии. Эта видимая любовь к ней сес-тер и сторонних почитателей есть плод истинно монашеского ее жития, результат тех тру-дов и молитвенных подвигов, которые совершала она в тиши своей келии.

          (Печатается в сокращении по брошюре: Протоиерей Цветаев А., Миропия (Иванова) Аденкова, монахиня Тамбовского Вознесенского женского монастыря. Тамбов. 1914.)


        На предыдущую страницу    На начало    На следующую


        (C) 1998-2003, Центр Православной Культуры г.Тамбова
        (С) ТамбовЦНИТ, сектор РИТ ДО
        Партнеры: Предлагаем изготовление крестов