Святитель Феодосий, епископ Тамбовский и Пензенский
        На предыдущую страницу    На начало    На следующую


          Святитель Феодосий (Голосницкий) родился в городе Казани в 1723 году. О его детст-ве и юности ничего неизвестно. XYIII век в истории Русской Православной Церкви - время серьезных трудностей и испытаний. Противомонашеские деяния российских правителей и царедворцев этого столетия хорошо известны. Именно тогда будущий епископ избрал для себя многотрудный иноческий путь. В царствование Елизаветы Петровны он становится ар-химандритом знаменитого в последствии Святогорского монастыря Псковской епархии, а 11 ноября 1761 года назначается епископом Устюжским и Тотемским. Пять лет, проведен-ные на Русском севере, оказались хорошей школой архипастырского служения, и 9 ноября 1766 года владыку Феодосия перемещают на Тамбовскую кафедру, которой будет отдано два десятилетия.

          В кафедральный город епископ Тамбовский и Пензенский (таким тогда был титул ме-стных преосвященных) явился, как и его далекий предшественник - святитель Питирим, без большого багажа. Природная доброта, скромность и ласковое отношение к людям были не-отъемлемыми качествами характера нового Тамбовского владыки. Однако настороженность и даже враждебность встретили архипастыря с первых же дней его служения. В Тамбове оказалось множество недовольных переводом прежнего епископа Пахомия. Они даже со-ставили прошение в Синод о его возвращении, которое подписали 106 человек. В просимом было отказано, и, более того, зачинщиков наказали. Обиженные поспешили возложить вину на владыку Феодосия, озлобились и решили приложить еще больше усилий для удаления его из епархии. Удобный случай не заставил себя долго ждать. В 1769 году вышел указ о разборах духовенства, по которому все заштатные церковнослужители подлежали зачисле-нию на военную службу. Противники епископа Феодосия задумали сложную интригу. За-мешанным оказался и воронежский губернатор Маслов. Для производства разбора он на-правил двух чиновников. Те, явившись в Тамбов, заявили, что владыка скрывает причетни-ков. Это было ложью: епископ выслал 70 человек, не состоящих на службе в церквах. Чи-новники забраковали их как негодных и потребовали прислать штатных. Епископ отказал, не желая оставить храмы без необходимых служителей. Видимо, этого и ожидали: в Синод направили жалобу. Вторую подали причетники, отданные в военную службу за какие-либо провинности. И, наконец, пожаловался сам губернатор Маслов, избрав поводом рукополо-жение епископом Феодосием в сан дьякона священнического сына Василия Алексеева, что избавляло его от солдатчины. Действия епископа толковались как неподчинение распоря-жению властей. В 1770 году владыку отстранили от управления епархией без запрещения в священнослужении и назначили следствие. Недруги святителя возликовали, обрадовавшись унижению архипастыря. Городское духовенство отказалось ему подчиняться. Епископ Фео-досий вынужден был переехать в Воронеж, где прожил два с половиной года до окончания следствия.

          При разбирательстве могли пострадать консисторские служащие, также привлеченные к ответу. Но святитель, стараясь спасти своих подчиненных от неправедного приговора, взял всю вину на себя. Принимая близко к сердцу тяготы простых людей, владыка действи-тельно помогал безместным клирикам. Это и было его "преступлением". Следственная ко-миссия, состоявшая из епископа Воронежского Тихона, архимандрита Рязанского Спасского монастыря Антония, премьер-майора Куприанова, представила материалы расследования Императрице Екатерине Алексеевне. Ознакомившись с делом, Государыня в 1773 году воз-вратила святителя Феодосия на кафедру. Конечно, подобные истории могли вызвать только нестроения в епархиальной жизни.

          Новой бедой и в жизни страны, и в жизни епархии стало Пугачевское восстание. Объ-явив себя Императором Петром III, самозванец требовал царской встречи: духовенство, на-пример, обязано было приветствовать "царя" колокольным звоном и благодарственными молебнами, противящихся ждало жестокое наказание. Многих духовных лиц позже за такие "встречи" обвинили в "измене". Только по докладу генерал-аншефа П.И. Панина 129 свя-щеннослужителей лишили сана. Святитель Феодосий употребил все свои силы, чтобы этих людей оправдали, и в 1775 году вышел манифест о помиловании.

          После стольких потрясений и испытаний владыке Феодосию пришлось налаживать церковную жизнь. 70-80-ые годы XYIII века в Тамбовской епархии отмечены повсеместным строительством каменных храмов, причем, заметив, что их часто украшают неискусно, а иногда и просто неграмотно, написанными иконами, тамбовский архипастырь назначает для надзора специалистов. Епископ изыскивает средства для благоустройства Казанской обите-ли. Употребление же денег, полученных после продажи имущества 20 упраздненных мона-стырей, на епархиальные нужды вызвало новый выговор Синода.

          В 1779 году, как писал историк Тамбовского края И.И. Дубасов, "совершилось весьма скромное по видимому и весьма важное по существу дело. Это - открытие духовной семи-нарии". Императрица Екатерина II распорядилась на содержание нового духовного учебного заведения выделять 2000 рублей ежегодно. Первоначально семинария расположилась в Нижнеломовском монастыре. Строительство первого этажа семинарского корпуса позволи-ло перевести старший класс учащихся в Тамбов.

          Крайне тяжелым оказался крест архиерейского служения святителя Феодосия. Под-линное благочестие епископа, его простота, сопереживание чужой боли - были не понятны сильным мира сего. Сколько раз одинокая кибитка архиерея проезжала мимо барских усадеб к убогой избе сельского священника... Клевета, зависть, обман и предательство неотступно следовали за ним, "ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, стра-дая несправедливо" (1 Петр. 2,19). Архипастырь скончался 23 декабря 1786 года. Деревянная гробница его в Спасо-Преображенском Кафедральном соборе со временем обветшала, но ежегодно память о благочестивом Тамбовском епископе отмечалась торжественным служе-нием панихиды.


        На предыдущую страницу    На начало    На следующую


        (C) 1998-2003, Центр Православной Культуры г.Тамбова
        (С) ТамбовЦНИТ, сектор РИТ ДО
        Партнеры: