Просветов Р.Ю.
Ректор Тамбовской духовной
семинарии
архим. Феодор (Поздеевский)
о духовном
образовании и воспитании
пастырства.
Известно, что в начале XX
века духовное образование в России переживало серьезный кризис. Проявлением его
было растущее революционное движение в среде духовных школ, весьма малый
процент выпускников — кандидатов в священство и стремление к
автономии от духовной власти преподавательских корпораций, состоящих, главным
образом, из представителей белого духовенства и светских лиц. Причиной всего
этого было всеобщее оскудение веры, чему способствовали сословный характер
духовных школ, схоластическое обучение и, одновременно, обмирщение духовного
образования через лиц немонашеского звания. Сказалось и общее направление
времени, соединенное с погоней за материальными благами. В любом случае, о
серьезности положения говорит тот факт, что в феврале-марте 1905 года в пяти
семинариях Российской империи произошли весьма значительные волнения, после
чего открывшееся при Св. Синоде в марте 1906 года Особое Присутствие для
подготовки к Собору с большим вниманием отнеслось к трудностям духовных школ.
Однако единого мнения по разрешению этих трудностей так и не возникло.
В связи с этим большой
интерес представляет проект преобразования духовной школы, предложенный
ректором Тамбовской духовной семинарии архимандритом Феодором (Поздеевским),
ставшим впоследствии ректором Московской духовной академии, настоятелем
Свято-Даниловского монастыря и расстрелянным в 1937 году.
Прежде всего свои взгляды на
будущее духовной школы архим. Феодор изложил в статье “Чего желать для нашей
духовной школы?” и в “Записке о реформе духовно-учебных заведений”. Основные
выводы последней были представлены епископом Тамбовским Иннокентием (Беляевым)
в Синод.
Главным в деле духовного
образования и воспитания пастырства, по мнению архим. Феодора, должно быть
такое положение, “чтобы не случайно и не по принуждению люди приходили к
желанию принять священство, а с полным сознанием важности и святости дела,
которое они заранее наметили себе, как идеал для жизненного пути, и по своей
силе сознательно и усердно готовились к принятию его на себя”, то есть, одним
словом, нужно “призвание”. Причем “призвание” следует понимать, “как
сложившийся, цельный характер сознательного усвоения в своей личной жизни
христианских начал и убежденного желания и решения идти на созидание Церкви”.
Такое религиозно-нравственное и церковное настроение формируется “в живом
чувстве и опыте прихода церковного, и этот приход и простые верующие люди в
данном случае являются лучшими воспитателями и лучшей школой” для его
выработки. Поэтому архим. Феодор весьма сожалеет, что “нет уже той приходской
жизни, того клира церковного и с тем характером, как древле, в котором бы
постепенно у членов этого клира вырабатывался и рос под влиянием церковной
атмосферы и благочестия прихода дух церковности и благоговения”, а потому и
“вопрос о реформе пастырской школы необходимо ставить в тесную связь с общей
церковной реформой и, в частности, реформой прихода”.
Возвращаясь к проекту
преобразования духовной школы, архим. Феодор предлагает “устроить
общеобразовательные школы средние для детей духовного ведомства, из которых
ученики могли бы свободно, а не по принуждению, или в силу необходимости, идти
куда им хочется... А после этой уже средней школы создать новую, специальную —
духовную школу для подготовки к пастырству, желающим избрать себе этот род
служения Церкви Христовой”. Эта школа “должна быть доступна юношам всех
сословий, которые заявят свое желание учиться в ней при надлежащей, конечно,
подготовке для прохождения ее курса, т.е. по успешном окончании
общеобразовательной средней школы”. Принимются в нее в возрасте от 18 до 30 лет
и воспитываются 150-200 человек, т.к. “при 700 невозможно воспитание, а только
полицейские меры”. В новой школе “должно завести вполне церковный, строгий
образ жизни и порядок, соответствующий будущему высокому пастырскому служению,
которое прежде всего есть молитва по образу Великого Пастыреначальника, Иже во днех плоти Своея, моления же и
молитвы к Могущему спасти Его от смерти, с воплем крепким и со слезами принес,
и услышан был от благоговеинства (Евр. 5, 7)”.
Таким образом, “самая цель
духовной школы укажет и определит и программу, и характер, и размер
преподавания наук: это будет обусловливаться и узаконяться самым духом школы и
задачами, какие она преследует”. Количество курсов школы должно быть три и
никак не больше четырех, т.к. общеобразовательные предметы должны быть пройдены
в средней школе. В пастырской школе, которую архим. Феодор предлагает именовать
“богословскими курсами”, проходятся специально духовные предметы. В основе
должно стоять преподавание священного писания Ветхого и Нового Завета самое
подробное и основательное. “При осмысленном и умелом его изучении могло бы и не
быть далее разных богословий, — утверждает архим. Феодор, —
но так как это дело весьма трудно, то богословие, далее, должно проходиться как
единая наука без разделения на существующие теперь предметы его; затем
христианская нравственность или аскетика...; далее церковная история общая и
русская с историей старообрядчества, которая укажет и пути к примирению
старообрядцев с Церковью; особенно важное внимание здесь должно быть уделено
изучению творений и деятельности святых отцов, как выразителей церковного
предания; далее пастырское богословие с практическим руководством для пастырей,
к которому примыкает литургика с гомилетикой; последняя вместе с теорией
ораторского искусства должна быть сведена к практике проповедничества через
изучение проповедников и составление на основании их и самостоятельных
поучений; но чтобы это дело не носило большой печати искусственности и
непрактичности, непременно нужно, чтобы ученики упражнялись в проповеди слова
Божия по приходским церквам и народным аудиториям; а литургика, кроме изучения
истории и археологии литургической, должна особенное внимание уделить на
изучение самого богослужения, его устава, а вместе с тем познакомить и с
богатым содержанием наших церковных песнопений, в чем значительную услугу
окажет знание греческого языка; поэтому изучение древних языков непременно
должно быть и в новой школе; но оно должно сводиться к усердному чтению святых
отцов и церковных песнопений; к этому же разряду наук должно быть отнесено и
церковное пение — история, теория и практика; в виду важного значения пения для
священника, на этот предмет нужно уделить особенное внимание; наконец,
непременно должны быть оставлены в прежнем составе и науки философия и
психология без логики, которая должна быть пройдена в средней школе; а
психология должна бы, думается, получить более практический характер: она
должна быть педагогической, опыт которой нам уже приходилось встречать и в виде
специального руководства, помимо известной книги Ушинского; это важно для
ученика, как будущего пастыря или учителя в школе”. “Вместе с тем, —
продолжает архим. Феодор, — непременно нужно рекомендовать продолжение
занятий и по новым языкам не менее одного, по желанию: это нужно и в целях
образовательных, и в целях практических, вследствие усложнившихся условий жизни
и взаимообщения между народами. Так как в новую школу будут собираться юноши с
сознательно намеченными целями жизни, то указанный широкий курс наук нисколько
не будет обременителен для прохождения его даже в три лишь года”. При такой
постановке дела, считает архим. Феодор, будут восстановлены и забытые сокровища
духа, а именно церковные песнопения и молитвы, творения св. отцов, жития
святых.
Касаясь вопроса воспитания
будущих пастырей, архим. Феодор считает нужным всем педагогам “вменить в
нравственную непременную обязанность — вместе с начальством
руководить учениками, вникать в их настроение, отвечать на все их не только
умственные, но и нравственные запросы”.
Но чтобы обеспечить
возможный успех всего дела архим. Феодор предлагает предоставить начальникам
новых учебных заведений “полные права и возможность”. А именно, “пусть всякий
начальник сам себе подбирает нужных ему сотрудников, с которыми он уверенно мог
бы вести ответственное дело”, и будет сам вполне ответственным за успех или не
успех порученного ему дела.
В добавление всего
сказанного, архим. Феодор призывает не смущаться, если временами новая
пастырская школа будет малочисленная, не за количеством надо гнаться, а за
качеством.
Чаяниям архим. Феодора не
суждено было сбыться. Общий строй духовных школ оставался в прежнем виде и, в конце-концов, проявил
всю свою несостоятельность. Проект же новой духовной школы был, отчасти,
воплощен им в жизнь лишь в 20-х годах в виде богословских курсов в
Свято-Даниловском монастыре.