Обновление икон в Тамбовской губернии

в 1922-1929 гг. [1]

 

С самого начала борьбы с Церковью большевики столкнулись с огромной религиозной силой верующего русского народа, который с твердой уверенностью возглашал: “С нами Бог!”. В истинности этих слов не было сомнений. Решив воспользоваться голодом в Поволжье для нанесения решительного удара по Церкви, власти начинают в 1922 году кампанию по изъятию церковных ценностей и сталкиваются с активным сопротивлением верующих. Несмотря на помощь безбожникам обновленцев-раскольников, начатая кампания протекала не совсем так, как они это предполагали заранее. О торжестве Православия свидетельствовали не только репрессии несгибаемых духовенства и мирян, но и многочисленные обновления и чудотворения икон, совершаемые вопреки всякой логике воинствующих безбожников.

Уже 13 февраля 1922 года член Кирсановского укома Степанов доносил: “В Чембаровском уезде за последнее время стали появляться чудотворные иконы, были случаи говорят здесь: явилась Божия Матерь и плачет, один коммунист подошел и разрезал ей глаза ножом, потекла кровь, а коммунист остался стоять с поднятой рукой, так и стоит по настоящее время. 12 февраля сего я был и лично смотрел обновленную икону Иисуса говорят, что икона была облезлой за каких-то 3-4 часа покрылась слоем золота. Гражданин, у которого обновилась икона с. 2-я Гавриловка приблизительно 26-27 лет Николай Демин, при моей попытке говорить уверял, что икона обновилась сама, население этому верит, ходит толпами смотреть.

В Софьино явилась тоже икона, вернее обновилась.

... В иконы покрывшиеся золотом верят главным образом женщины, мужское население относится к этому пассивно, но бывают активны, когда попытаешся доказать что это ерунда” [2]. 16 февраля 1922 г. тот же Степанов с некоторой расстерянностью доносит из с. Рудовки в Кирсановский уком: “В с. Софьино у крестьянина этого же села на глазах у граждан обновилось 3 иконы, среди них Серафима Саровского. Около этого дома и в доме был отслужен молебен, после собирали деньги в пользу чудотворной иконы. При разговоре со священником о чудесах священник уклонился от прямого ответа. Впервые чудеса начались с Чембарского уезда, теперь эта волна идя равномерно захватила и наш уезд, не делая прыжков почему не обновляются иконы в южной части уезда? Здесь теперь уже говорят, что в Чембарском уезде начали иконы темнеть, религиозные старухи говорят: иконы темнеют, потому что их не сумели встретить. В общем следует отметить религиозная волна охватывает все глубже и глубже крестьянские массы. Для пресечения этих одурачиваний предлагаю выслать комиссию-экспертизу” [3].

Местные власти также не были готовы к такому непонятному для них явлению и начинали испытывать легкую панику. В 2-ух недельной госинсводке Уполгуботдела по Кирсановскому уезду с 5 по 22 марта 1922 г. говорилось: “В Инжавинской волости распространяются слухи, что в лесу 4 версты от Инжавино в пустыне, где живут монашки обновилось 2 иконы. В с. Усово Куровщинской волости обновились 2 иконы. За февраль и половину марта по Кирсановскому уезду обновилось 13 икон. Начались подготовительные работы протестов против передачи церковных ценностей, отцы духовные имеют всегда возможность, а в данном случае в особенности использовать церковь для свержения советской власти ... В силу участившихся случаев обновления послать предписание усовмилиции об изъятии всех обновленных икон” [4]. Но предпринятые меры не принесли успеха безбожникам. Обновившиеся иконы изымали, но тут же обновлялись другие иконы и притом еще в большем количестве. В госинсводке 20 марта-5 апреля 1922 г. говорилось, что “Кирсановский уезд подвергся эпидемии распространения обновленных икон. За этот период обновилось 37 икон. Они изъяты, ведется расследование. К обновленным иконам приглашаются священники для совершения молебнов, где граждане обращаются за разъяснением в большие рассуждения не входят, а говорят что благодать Божия. Такие случаи в Кобяках, Соколово, г. Кирсанов. Священник городского собора Богоявленский утвердительно говорит, что это чудо. Священник монастырской церкви Архангельский и диакон Рождественский обновления отрицают, признают шарлатанством” [5]. Последнее легко объясняется тем, что данные лица являлись приверженцами т.н. “Живой Церкви” или, по-просту, были обновленцами-раскольниками и поэтому любое проявление силы Божией в Церкви, от которой они отделились (Ее, в противовес обновленческой, называли Тихоновской) переносилось ими крайне болезненно, так как обличало их грех.

Вскоре, практикуемые до того меры административного характера (закрытие церквей, изъятие икон, ликвидация колодцев, запрещение крестных ходов и проч.) были до времени оставлены в связи с пришедшей из Москвы (5 сентября 1924 г.) секретной директивы за подписью секретаря ЦК РКП(б) В. Молотова, где говорилось о смене тактики в борьбе с религией. Теперь главный акцент следовало делать исключительно на антирелигиозной пропаганде “в форме популярного разъяснения естественно-научных положений, подрывающих веру в бога и разоблачающих на данных конкретных фактах шарлотанство и корыстолюбие устроителей чудес, обновлений и т.п.” Причем “никоим образом нельзя применять такие формы массовой антирелигиозной агитации (диспуты, инсценировки и т.п.), которые резко оскорбляют и задевают чувства верующей части населения, особенно крестьян и позволяют враждебным нам элементам эту обиду религиозного сознания направить против нас, оформляя ее в политическое недовольство и создавая атмосферу религиозного психоза и эксцессов”. И далее высказывалась необходимость “через соответствующие органы тщательно следить за поведением духовенства и враждебных нам элементов при соблюдении должной осторожности, применяя меры для присечения и предупреждения преступных попыток спекуляции на религиозных настроениях.” (См. Приложение 1).

Однако так называемые мероприятия по “разоблачению” икон оказались весьма сложной задачей для антирелигиозной пропаганды. По оффициальным данным за 1924 г. обновилось до 1000 икон (См. Приложение 2). 19 июня 1924 г. по поводу обновления иконы 16 июня в с. Куровщина начальнику Соколовской волостной милиции Уполномоченный ОГПУ Плотников совершенно секретно сообщал: “Срочно и лично проведите самым осторожным способом расследование, каковым выявить: название обновленных икон, день и час обновления, кто первый обнаружил при каких обстоятельствах, какие были предприняты меры обнаружившие обновление икон, кому им об этом было сообщено, каким образом об этом узнало население, как смотрит на обновление крестьянство, кто является инициатором совершения богослужения по случаю обновления, обратите внимание на духовенство, церковный совет, а главное церковного старосту. Назначить экспертизу по исследованию иконы. При первом подозрении, виновных привлекать к ответственности. При чем учитывать настроение крестьянства...” [6]. Не изменилась данная тактика и в 1925-м, и в 1929-м году (См. Приложение 3.) Причем в 1925 году Липецкий уком сообщал, что “в  одной Грязевской волости обновилось в 10-ти селах ок. 60 икон” [7].

В 1926 году Тамбовский уком, отчитываясь за первые три месяца, свидетельствовал, что “религиозное настроение крестьянства в отчетном периоде ни в какие фанатические формы не выливалось. Фактов чудес, обновления икон и т.п. не отмечено...” [8]. В отчете Борисоглебского АПО за май-декабрь 1926 г. говорилось, что “тех художеств, которые наблюдались в 1922/23 г. и в 1923/24 гг. как обновление икон, открытие святых колодцев (Шацкий, Ростошанский) в нынешнем году не было” [9]. Однако это было не совсем верно. Из с. Павловки Сосновской волости доносили, что “в июле 1926 г., на краю села открылся “чудотворный колодец”. В августе к этому колодцу был совершен крестный ход, собравший до 1000 человек. Многочисленные паломничества к этому источнику продолжались вплоть до глубокой осени. Только 7 ноября “колодец был закрыт, часовня разобрана, сруб сломлен, икона передана верующим” [10].

Также в этому году Тамбовский губком ВКП(б) отмечал, что “со стороны тихоновцев наблюдается скрытая контрреволюционная агитация; имело место распространение попом воззваний религиозного антисоветского характера (Козловский уезд), призыв объединятся вокруг духовной власти (Кирсановский уезд), так же и в Липецком и Тамбовском уездах” [11].

С ходом времени количество обновлений икон шло на убыль. Православное духовенство и миряне подвергались нескончаемым репрессиям, оставшееся же население все более приобретало новые черты “советского человека”, часто равнодушного или, порой, даже враждебного проявлению какой-бы то ни было религиозности. Однако в 1930 году в Мордовском районе произошел совсем необычайный и редкий случай. Документ, повествующей об этом приводим ниже полностью.

Переписка с органами

1930 г.

Борисоглебскому окрсовету СБ (Союза Безбожников прим. сост.)

Копия Мордовскому рк

 6 июня 1930

Дорогие товарищи.

По полученным во облсовете сведениям в Мордовском р-не в с. Телелюй слухи о том, что в с. Пловцы, того же района, над бывшей церковью, ныне клубом, якобы во время театрального представления появилось видение “божьей матери” с младенцем “Иисусом” очень яркого цвета, что какой-то парень с. Телелюй “Юра” захотел посмотреть поближе это видение и полез на церковную колокольню, но “видение” препятствовало ему тем, что на нем 4 раза сгорала рубашка и он так и не долез. Видя это коммунисты якобы стали стрелять в “видение”, но от последнего отскакивали все пули, после чего один коммунист, якобы сказал: “что не говорите, а бог есть”. Крестьяне с. Телелюй собираются пойти массой смотреть это “видение”, так как оно, якобы, до сих пор видно.

Облсовет предлагает Вам принять срочные меры по выявлению источников этих слухов...

Пред облсовета СВБ ЦЧО

Зарин.

Надпись на документе: Сообщить облсовету СВБ, что в Мордовском районе нет церкви приспособленной под клуб, а также с. Телелюй и Пловцы.

ГАТО, ф. 372, оп. 1, д. 57, л. 118.

 

Новые случаи обновления икон были отмечены уже только после Великой Отечественной войны. В Кирсанове в конце 40-х гг. на фронтоне Успенского собора обновилась роспись с изображением св. Николая и Успения Божией Матери. Давно отцветшие краски засияли как новые. Свидетелем тому был весь город, так как красавец собор возвышался в самом его центре. Это послужило толчком к варварскому разрушению памятника архитектуры. 18 марта 1950 г. партийные власти города создали комиссию для осмотра здания. Вскоре под предлогом аварийного состояния собора в Тамбов было направлено ходатайство об его уничтожении. 31 марта 1950 г. Тамбовским облисполкомом ходатайство было удовлетворено и приведено в исполнение...

Через некоторое время, также в начале 50-х, на апсиде монастырской церкви бывшего Кирсановского Тихвино-Богородичного женского монастыря, появилось изображение иконы “Покрова Божией Матери”. Примечательно, что церковь эта снаружи расписана никогда не была. Как это изображение ни закрашивали, оно все равно проступало, и в нем явно была видна Богородица. Глумясь, в Нее стреляли из винтовки, а после всю икону и вовсе скололи зубилом вместе со штукатуркой. До сих пор виден сколотый контур склонившейся над людьми Божией Матери. Здание самой церкви, правда, уже без купола и колокольни, разрушать не стали, так как в нем разместились мастерские Совхоз-Техникума, расположившегося тут-же на территории бывшего монастыря.

Итак, следует отметить, что массовое обновление икон происходило как раз в то время, когда церковный хитон раздирали обновленцы-раскольники, а церковные ценности изымали большевики-безбожники. Таким образом, в обновлении икон виден действительно Промысел Божий (или, как сказал в 1924 г. священник с. Стрельцы, “Божий умысел”), направленный на укрепление верующих для стояния в Истине и свидетельство этой Истины для неверующих.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1

 

05.09.24

Всем облбюро ЦК накомпартов, крайкомам, обкомам и губкомам РКП(б).

Совершенно секретно.

Из ряда мест, главным образом из районов подвергшихся неурожаю, приходят сообщения о росте религиозных настроений среди крестьянства (требование открытия мощей, массовые мирские молебны, чудесные явления икон и т. д.) меры административного воздействия, принимаемые в этих районах, могут дать и дают лишь резко-отрицательный результат, содействуют росту фанатизма и вызывают полное недовольство некоторых слоев деревни.

Борьба с этими религиозными предрассудками прежде всего требует широкой агитационной и разъяснительной работы партии, а также зависит от степени успешности деятельности органов власти на местах, направленную в сторону помощи затронутым неурожаем слоев населения, от степени успеха с кабальными сделками, развитие кредитования, от своевременности и правильности снабжения семссудой и другими видами помощи, от энергии и темпа работы всего советского аппарата. На это должно быть обращено главное внимание при решительном отказе от таких административных мер как огульное закрытие церквей, преследование крестных ходов и т. п. Антирелигиозная пропаганда должна вестись согласно неоднократным циркулярам ЦК и ясным директивам XIII съезда в форме популярного разъяснения естественно-научных положений, подрывающих веру в бога и разоблачающих на данных конкретных фактах шарлотанство и корыстолюбие устроителей чудес, обновлений и т. п.

Никоим образом нельзя применять такие формы массовой антирелигиозной агитации (диспуты, инсценировки и т. п.), которые резко оскорбляют и задевают чувства верующей части населения, особенно крестьян и позволяют враждебным нам элементам эту обиду религиозного сознания направить против нас, оформляя ее в политическое недовольство и создавая атмосферу религиозного психоза и эксцессов.

В неурожайных местах необходимо центр тяжести антирелигиозной пропаганды перенести на объяснение причин засухи и популяризации мер борьбы с нею, аппелируя к здоровой энергии и самодеятельности населения.

К этой работе необходимо привлекать сельскую интеллигецию, инстрктируя и руководя ею через политпросветительные учреждения.

Разумеется эта работа не только не исключает, но и предполагает необходимость через соответствующие органы тщательно следить за поведением духовенства и враждебных нам элементов при соблюдении должной осторожности, применяя меры для присечения и предупреждения преступных попыток спекуляции на религиозных настроениях. При этом необходимо стремиться к выявлению и разоблачению деятельности этих элементов на конкретных и убедительных для населения фактах, подвергая эти факты в соответствующих случаях широкой огласке.

Необходимо иметь также в виду, что в ряде мест при наметившемся понижении авторитета духовенства наблюдается рост сектанского движения, которому зачатсую присущ кулацко-политический налет враждебный пролетарской диктатуре, пролетарской государственности (агитация против наборов в Красную Армию, за неплатеж налогов и прочее). В связи с этим необходимо, наряду с разъяснительной кампанией против духовенства, разоблачать социальные корни и антипролетарские тенденции сектанства.

О фактах роста религиозного настроения среди крестьянства, а также о мерах принимаемых партийными и советскими органами в связи с этим, предлагается и впредь своевременно и точно информировать ЦК.

Секретарь ЦК РКП(б) В. Молотов.

ЦДНИТО, ф. 849, оп. 1, д. 2276, л. 95.

 

К тексту

 

Приложение 2

 

... Точного учета икон обновившихся за 1924 г. не имеется, но по имеющимся данным можно смело определить, что за 1924 г. обновившихся икон было до 1000. Главным образом обновление имело место в семьях бедноты и у вдов-старух.

В обновлении икон духовенство принимало участие через фанатиков верующих. На диспуте в с. Стрельцы Тамбовского уезда поп по существу обновления икон заявил перед собранием всех крестьян села, что в этом действительно есть “божий умысел”. Вокруг обновления икон также распространяются слухи о том, что у отвергающих их обновления высыхали руки и ноги, о близком конце света и т.д.

ЦДНИТО, ф. 849, оп. 1, д. 2898, л. 61.

 

К тексту

 

Приложение 3

 

15 марта 1929 г.

Бюллетень № 17

В с. Саюкино у Екатерины Петровной Носовой обновилась икона “Спасителя”. Направлена комиссия РАО с участием священника и населения. Установили в следствии сухости воздуха икона приняла более чистый вид, т.к. налет сырости высох и отпал.

ЦДНИТО, ф. 855, оп. 1, д. 19, л. 150.

 

 

К тексту
 
Примечания

[1] Публикацию по материалам методического кабинета Центра Православной культуры г. Тамбова подготовили Левин О.Ю., Просветов Р.Ю.

[2] ЦДНИТО, ф. 837, оп. 1, д. 698, л. 57.

[3] ЦДНИТО, ф. 837, оп. 1, д. 698, л. 60.

[4] ЦДНИТО, ф. 837, оп. 1, д. 740, л. 28.

[5] ЦДНИТО, ф. 837, оп. 1, д. 740, л. 31

[6] ГАТО, ф. Р-524, оп. 2, д. 1374, л. 4.

[7] ЦДНИТО, ф. 840, оп.1, д. 2954, л. 105.

[8] ЦДНИТО, ф. 840, оп. 1, д. 3238.

[9] ЦДНИТО, ф. 840, оп. 1, д. 3190, л. 150.

[10] Подробнее об этом см.: Святые источники Тамбовской епархии в 1924-1926 гг. // Вестник Православия. 2000. Том. VI. № 6 (56). Тамбов, Вознесенский женский монастырь.

[11] ЦДНИТО, ф. 840, оп. 1, д. 3063.

 




Востребовано: .