Святые источники Тамбовской Епархии в 1924-1927 гг. [1]

 

Посылаяй источники в дебрех,

Посреде гор пройдут воды

(Пс. 103, 10)

Часть I

Годы гражданской войны и военного коммунизма несколько охладили религиозные чувства русских людей. Сыграла свою роль и та борьба, которая велась большевиками против Церкви со дня прихода их к власти (этапы ее: “Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви” (1918 г.), осквернение мощей святых угодников, содействие расколу внутри Церкви, изъятие церковных ценностей, репрессии против духовенства).

Однако в годы НЭПа большевики на время поменяли тактику и перешли от наступления к осаде. Наступившее затишье вместе с тем не принесло значительного облегчения существованию крестьян и рабочих. Гнев Божий продолжал изливаться на русскую землю и поразил ее рядом неурожайных лет. В этих условиях народ снова потянулся в церковь. С 1924 года и вплоть до начала 30-х годов, анализируя документы, можно наблюдать необычайное религиозное оживление в среде тамбовского крестьянства. Это отмечало и духовенство и власть. Так, протоиерей Благовещенской церкви села Новотомниково Моршаского уезда отец Тимофей Гавриков, писал в своем отчете архиерею: “Революция в умы православных христиан поселила сомнения, неверие и даже полное отрицание Бога”. Теперь же, в 1924 г., “когда народ стал испытывать тяжести жизни вообще и нужду в частности, стали замечать поворот к прежнему, народ стал вспоминать Бога и являть усердие к храму и службам церковным” [2]. Тоже самое замечали представители местной власти и это весьма их беспокоило. Причиной наблюдаемого явления они видели прежде всего в неблагоприятных экономических условиях сложившихся в губернии к 1924 году. В отчете губкома РКП(б) к 16 губпартконференции, которая проходила в конце 1924 года, в частности, говорилось: “Плохие экономические условия явились причиной повышения религиозности” [3]. Тогда же в своем ежеквартальном отчете губагитпропотдел констатировал “массовый психоз среди темных крестьянских масс на почве засухи, частичного неурожая и т.д.” [4]. Еще одной причиной религиозного пробуждения, по мнению безбожной власти, активная деятельность духовенства. В оффициальных документах писали, что возник “массовый религиозный психоз, подогреваемый скрытой агитацией попов, всяких монашек и прочих лиц” [5]. Об этом же в своем закрытом письме ответственный секретарь Моршанского укома Исаков: “Крестьянство бросилось спасаться к попам, начались молебны в церквах до поздней ночи” [6]. После “установления причин” вспышки религиозности в губернии была начата очередная антирелигиозная компания, объектом которой стали святые источники. Повод был: массовые паломничества к ним, имевшие место в 1924-1926 годах, и появление новых источников.

В мае 1924 года в селе Дубовом Раненбургского уезда Рязанской губернии (в 25 километрах от села Старое Сеславино Тамбовской губернии) к местному источнику, известному уже более 200 лет, усилился поток странников. Но особое внимание к источнику было возбуждено рассказом местного пастуха, который в конце мая во время грозы и ливня видел исходящий из колодца дым. К источнику приходило более 1000 человек в день, а в праздничные дни до 10 000 человек. Паломники шли в основном из Рязанской и Тамбовской губерний. По решению Тамбовского губкома 20 июня 1924 года для обследования колодца была направлена губернская комиссия во главе с уполномоченным ГПУ по Козловскому уезду С.И. Кондратьевым. Комиссия установила, что людей привлекают к источнику рассказы о многочисленных исцелениях, полученных во время купания в нем. Члены комиссии, даже встретились с одним из таких исцеленных военным фельдшером из села Решетовка Богоявленской волости. Он полтора года страдал тяжелейшей болезнью, приковавшей его к постели. После купания в колодце недуг его оставил. Освидетельствовав колодец, члены комиссии составили акт: “Комиссия считает необходимым рекомендовать скорейшую ликвидацию означенного колодца и паломничества к нему, служащим центром и источником антисоветской агитации...” [7]. Решение: закрыть колодец.

В сентябре 1924 года в селе Шапкино Борисоглебского уезда Тамбовской губернии исследовали другой святой источник. На секретном заседании губкома 2 сентября 1924 г. был заслушан доклад комиссии, осмотревшей колодец, и принято решение о его ликвидации.

В обоих случаях обследовавшие указывали  на активную роль духовных лиц в привлечении людей к источникам. Церковный причт села Дубово служил молебны у колодца, церковный староста собирал пожертвования, кроме того “переодически у источника появляются монашки, организуя на месте колодца чтение псалтири и других церковных книг, церквные песнопения и лекции о чудесах” [8]. Участие духовенства и активных верующих больше всего беспокоило безбожников. В этом они видели угрозу советской власти. Поэтому в качестве причин для закрытия колодцев указывались следующие: “Посещение колодца (в с. Шапкино ­ прим. сост.) может повести к массовому заражению населения... Стечение народа начинает привлекать уголовные элементы... Некоторые лица из церковной среды используют приходящие к колодцу крестьянские массы для оболванивания последних” [9].

Технология закрытия подобных источников была опробована уже тогда, в 1924 году, и впоследствии существенно не менялась. Вот как это было при закрытии Шапкинского колодца. Приняв решение о закрытии колодца, губком на заседании, проходившем 7 сентября 1924 года, составляет план действий, назначает ответственных за операцию. В поддержку им выделяют 6 конных милиционеров и еще милиционеров Больше-Алабинской и Мучкапской волмилиции. Сруб с колодца сняли, засыпали его землей, временно поставили милицейский пост. В местных газетах появились статьи, “разоблачающие” чудеса, бывшие у источника.

В том же, 1924 году из часовни над источником преподобного Тихона в селе Большой Ломовис изъяли статую, почитаемую как изображение преподобного Тихона, позже разрушили и саму часовню.

В это время появляются новые святые источники, о чем свидетельствую сами власти. В сентябре 1924 года в селе Дятлово Козловского уезда у одного из местных жителей на огороде забил источник: “Местный поп... совершил молебен, после чего открылось из смежных сел паломничество верующих”. 17 декабря 1924 года в селе Глазок Козловского уезда “в болоте через трещину во льду выступила вода. Сейчас же распространился слух о чуде, появилось паломничество из окрестных сел”. Этот источник по приказу местных властей был завален навозом.

Последнее документальное известие о святых источниках в 20-х годах относится к 1926 году. И касается оно источника в селе Павловка Сосновской волости Моршанского уезда. Здесь колодец существовал давно, однако именно в июле 1926 года один местный житель, набирая в нем воду, услышал голос повелевающий ему пойти к местному священнику и попросить его отслужить молебен на источнике. Так и было сделано. При служении молебна некоторые собравшиеся получили исцеление. Началось паломничество к святому источнику. Представители ОГПУ отмечали, что люди из других приходов пребывали к колодцу со своими приходскими священниками (из Мордова, Токаревки), чего не наблюдалось, скажем, при паломничествах к Дубовскому или Шапкинскому колодцам. Еще одна особенность Павловского источника: верующие ожидали открытия каких-то мощей. Местный волисполком к происходящему относился благосклонно, даже давал разрешение на проведение крестных ходов к нему. Но после того, как священники сел Михайловка, Павловка и Шульгино в августе 1926 года организовали и провели крестный ход к колодцу, в котором приняло участие до 1000 человек, губернские власти приняли решительные меры: 7 ноября 1926 года источник закрыли, часовню над ним разобрали[10].

Данные события, развернувшиеся вокруг святых источников, одно из звеньев в цепи фактов, свидетельствующих о религиозном пробуждении в среде тамбовского крестьянства в 20-е годы XX века, одно из проявлений духовной жизни того времемни. Ничего подобного мы уже не находим в 30-х года, когда все, что касалось религии жестоко преследовалось. В дальнейшем, в 40-50-е годы, именно св. источники станут теми центрами, вокруг которых будет сосредотачиваться религиозная жизнь определенных групп православных людей, не приемлющих установленные советской властью принципы существования и лишенных возможности вести нормальную церковную жизнь из-за отсутствия церквей и пастырей.

 

 

Святые источники Тамбовской

Епархии в 1930-1960 гг. [11]

 

Часть II

Почитание святых источников и паломничества к ним продолжались в 1930-х годах как и прежде, но теперь эти действия не носили такого открытого и массового характера, который наблюдался в начале 20-х годов. Так, в Кирсановский Александро-Невский мужской монастырь, расположенный в Кушниковой дубраве близ села Оржевка Кирсановского уезда, паломничества совершались вплоть до середины 1930-х. Рядом с монастырем был расположен древний источник святой великомученицы Варвары. В давнее время у источника, в специально выкопанных пещерах, жили отшельники. Источник венчала часовенка, в которой находилась икона вмчц. Варвары, найденная при его копании. Во время пугачевского бунта отшельников прогнали поселившиеся в дубраве разбойники. Часовня по недосмотру подгнила и рухнула, а икона погрузилась в родник, или была намеренно кем-либо скрыта в нем. Источник оказался заброшенным. Боясь разбойников, его никто не посещал, хотя место продолжало считаться святым. Особое почитание источника в Кушниковой дубраве и иконы при нем, началось после того, как получил исцеление от тяжкого недуга крестьянин с. Оржевки Прокопий Никитин. Он, как мог, расчистил родник и нашел в нем образ вмчц. Варвары. Помолившись перед иконой, он умылся водой из источника и стал совершенно здоров. Чудо видели многие крестьяне. Со всех сторон потекли ручейки людей к святому источнику. Описанное событие произошло в начале XIX столетия.

В 1827 году источник подвергся разгрому от разбойных людей. Его разрушили, засыпав землей, а святую икону один из кощунников бросил в огонь. Но не иссякла вода источника, пробившегося там же, у подошвы горы. Не иссякла и пламенная вера народа в чудодейственную силу источника и помощь великомученницы Варвары. На место уничтоженной иконы была помещена ее копия. А появление на этом святом месте в конце XIX века Александро-Невского монастыря, было расценено как новое чудо вмчц. Варвары. К источнику совершались крестные ходы, служились молебны, рядом была устроена купальня. Здесь же, в монастыре, находился и другой источник святителя Николая.

После закрытия монастыря многие монахи разошлись кто куда. Те кто остался, продолжали служить Богу и духовно окормлять паломников. Поначалу, когда монастырская церковь еще действовала, в ней служили иеромонах Митрофан, иеромонах Вассиан и иеромонах Нифонт (Чусов)[12], насельниками монастыря оставались монахи Нифонт, Иннокентий  и Филарет (Попов). Были здесь и свои старцы Иезекииль и иеросхимонах Алипий. Последний, по рассказам современников, обладал даром прозорливости. К середине 30-х годов старцы остались здесь одни с монахом Нифонтом и бывшим монастырским просфорником. Жили в землянке. Все у них было земляное: и лежанки, и стол. Каждую ночь, в 12 часов, ходили молиться в пещеры, на Никольский источник. Нередко и голодали, так как из местных жителей немногие им помогали, а приходящих паломников становилось все меньше и меньше.  В это время массовые репрессии стали набирать угрожающие размеры, отчасти поэтому сокращалось число паломничеств и к святым источникам. Активно верующее население либо выселялось в Сибирь, либо проходило через скоротечный суд “тройки” и направлялось в лагеря. Забрали и последних монахов Александро-Невского монастыря, копию чудотворной иконы бросили в овраг, а пещеры обвалили...

Во второй половине 30-х начала 40-х годов православные люди не оставили своих святынь. Однако наиболее массовые паломничества наблюдаются только во второй половине 40-х 50-х. Так, в справке уполномоченному по делам РПЦ от 13-15 декабря 1944 года говорилось, что “в лесу между с. Горелое и лесом есть место населенное издавно, туда ходят за “святой водой” круглый год. На источнике есть икона, когда-то давно обновлялась. По домам ходят с иконой “заступницей”[13]. В 1946 года верующие села Вердеревщина собрали деньги на постройку часовни на месте святого источника. Ежегодно в первый четверг после праздника Святой Троицы к источнику совершались паломничества. Причем в 1934 году паломников было в 2-3 раза больше, чем в 1953-м, а в 1954 году к источнику на праздник пришло 3-4 тысячи верующих[14]. Паломничество совершалось также к чудотворной иконе Божией Матери “Всех Скорбящих Радосте”, находящейся там же, в селе Вердеревщина. Вот как об этом сообщалось в официальном документе от 3 апреля 1952 года: “В с. Вердеревщина, имеется чтимое верующими место в честь “чудотворной иконы Скорбященской Божией Матери”, на этом месте ранее имелась каменная часовня, а в ней находилась указанная икона. Теперь часовни не осталось, но на этом месте ежегодно 4 ноября собирается большое количество верующих до 500 человек на молебны, которые совершаются незарегистрированным духовенством.

В настоящее время чудотворная икона хранится у председателя ревизионной комиссии церковного совета церкви с. Бондарей Ермакова Василий Ивановича, который проживает в с. Вердеревщина”[15].

В 1948 году к источнику святителя Тихона у села Большой Ломовис Пичаевского района 29 июня собралось до 6000 человек верующих[16]. Уполномоченный Совета по делам религии Г. Моисейцев 18 июня 1948 года посылает Председателю Уваровского райисполкома телеграмму с грифом “Секретно” следующего содержания: “По имеющимся сведениям, в отдельных районах церковные требы совершаются не только на дому у верующих... священники организуют массовые молебны “о дожде”, под открытым небом или на кладбищах, что является совершенно недопустимым. Прошу Вас дать указания председателю с/с проследить за деятельностью указанных священников и в случае обнаружения фактов запретить таковые”[17].

16 декабря 1949 года из села Татаново уполномоченному Моисейцеву доносили: “В источнике вода идет красного цвета, что предвещает войну. К источнику летом возили из Сампура калеку исцелился. В конце ноября по селам Горелое, Татаново и др. прошла молва, что над лесом были видны три огненных столба”[18]. 22 мая 1954 году к Мамонтову озеру что в Сосновском районе собралось ок. 2000 человек...[19]

Продолжали посещать паломники и святой источник в селе Дубовом. В 1953 году настоятель церквей города Мичуринска протоиерей Иван Свищев доносил Уполномоченному: “Водоисточник около Мичуринска имеется в с. Дубовом... Богослужения не наблюдаются, если таковые есть, то скрытно”[20].

Почитание святых источников происходило по всей Тамбовской области и, практически, во всех районах. Вот краткий список некоторых: источник в селе Вязовое Жердевского района, источник в деревне Липяги Гавриловского района (празднование 22 мая), источник в селе Стежки и Березовка Дегтянского района, источник в селе Курдюки Инжавинского района, Вознесенский источник в селе Ковылка Кирсановского района (празднование 22 мая), источники в селе Мордово и Павловка Мордовского района, источник Святой Троицы в селе Екатериновка Никифоровского района, источник в селе Лычное Первомайского района, источник в селе Неразлучное Ржаксинского района, источник в селе Алексеевка Ракшинского района (празднование 7 мая), Никольский источник в селе Клетинщина Кирсановского района и многие другие. Для того, чтобы пресечь паломничества к ним советские органы уже не ограничиваются мерами только антирелигиозной пропаганды, но предпринимали меры административного воздействия. Теперь “к активным организаторам негласных сборищ церковников применяются меры уголовной ответственности...”[21]. Но где было возможно, почитание святых источников подавляли такими способами, как антирелигиозная пропаганда, разъяснительная работа и т.п. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, людской поток остановить не удавалось. В 1957 году к Мамонтову озеру на праздник святителя Николая “собралось верующих до 2500 человек, из которых примерно 25 % мужчины, 50 % женщины, 25% молодежь”[22]. К источнику вблизи села Кавылка по большим церковным праздникам собиралось не менее 1000 человек. То же самое происходило у источника святого великомученника и целителя Пантелеимона в день его памяти 9 августа[23]. К источнику возле села Вязовое на праздник Иоанна Крестителя собиралось до 1000 паломников[24]. Продолжались совершаться паломничества и к другим св. источникам (См. Приложение. Документы №№ 1-14).

Борьба советских органов с почитанием святых источников не прекращалась. Чтобы остановить поток верующих, источники пытались уничтожать, засыпали, замуровывали, цементировали, но все тщетно. Правда, в некоторых донесениях и приводились отчеты о достигнутых успехах. Тамбовский епископ Иоасаф (Журманов), вынужден запретить “хождение с крестными ходами и служение молебнов на реках, источниках, колодцах, на пастбищах и пасеках”[25]. Не имеющие где приклонить голову верующие люди, вновь были объявлены вне закона. Ведь для многих православных, не признающих курс, взятый в управлении Русской Церковью митрополитом Сергием (Страгородским) и его последователями, святые источники были единственным прибежищем, где они могли служить и молиться. “Мы молились тайно в Булгаковке, в Фомичах. Справляли там Рождество, Крещение, купались. Из родника там образовалось озеро под горой. Вода хорошая какая была. Ушли оттуда, и родник засох, перестал течь”, свидетельствует одна из таких катакомбных христианок XX века[26]. В начале 50-х годов вновь прокатилась волна арестов. Многих православных отправили в Сибирь, в Кингирь (Караганда). Давали по десять лет по статье 58 пункт 10 (антисоветская пропаганда). Получила свой срок отбывания в карагандинских лагерях и автор, приведенных выше, воспоминаний.

Однако и эти меры не помогли остановить паломников. 21 мая 1960 года к Мамонтову озеру пришло около 1000 человек. Теперь со стороны органов власти начинают предприниматься мероприятия по “вычислению” активных верующих для дальнейшей уже индивидуальной “работы” с ними. Нельзя сказать, что это было новшеством, такая работа велась и раньше, но теперь на нее делался основной акцент. Многие верующие не могли идти молиться в открывшиеся церкви, так как не хотели попадать под контроль советских учреждений или считали эти церкви “красными” (сотрудничающими с безбобжной советской властью). На святые источники теперь они также не могли прийти безбоязненно. Более того, их стали преследовать в собственных домах, где они собирались вместе для совершения богослужений. В этой работе определенную помощь советским органам предоставило духовенство Московской Патриархии, своевременно сообщавшее Уполномоченному Совета по делам религии о таких “сборищах” и православных[27], которые их организовывали (См.Приложение. Документы №№ 15-32 ). Были и исключительные случаи. Так, в 1962 году из села Токаревка верующие направили письмо-жалобу самому Хрущеву следующего содеражания:

“Заявление.

Я старушка, имею рождение 1888 г. и мы такие старые собираемся у меня в доме, молимся в большие праздники и нас всего было 10 человек от 75 до 90 лет, какие падаем, ни году моложе не было и к нам приехал Жуков из райисполкома и председатель с/с, запретили, больше не собирайтеся а то оштрафую на 300 р., но нам очень обидно, что они нас таких старых обижают. В церковь нам поехать не на что, а церковь у нас далеко 20 километров и так я прошу т. Хрущев не откажи в нашей просьбе, т.к. мы очень старые”.

29.03.62[28]

Такими, и подобными им, репрессивными мерами смогли немного сбить непрекращающиеся с 40-х годов волны паломничеств к местным святыням. В 1964 году уже отмечалось, что “стало возможным закрыть т.н. “св.” места: в Сосновском районе “св” Мамонтово озеро, в Рассказовском районе “св. ист. ск. б.м.” в Пичаевском районе “ист. св. Тихона”[29].

Наступали годы “застоя”, когда не происходило почти никаких значительных изменений не только в политической, но и в религиозной жизни страны. Казалось безбожной власти можно было торжествовать окончательную “победу”, однако сам этот “колосс на глиняных ногах” внезапно рухнул...

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Документ № 1

 

Доклад благочинных о святых источниках

... имеется источник при с. Вердеревщина ежегодно в Четверг после Св. Троицы туда сходятся молящиеся, из священнослужителей за последние годы там никто не бывает. Читают акафисты и поют молящиеся под управлением “черничек”.

В с. Рождественском на своем пчельнике проживает заштатный священник Алексей Провоторов, оставивший жену и двух детей.

Ходит по окрестным селам крестит, совершает молебны, соборование и причащение.

Благочинный Рассказовского округа

прот. Алексей Петров

24. XI. 1953.

ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 163, л. 119

 

 

 

Документ № 2

 

От 8 июля 1954 г. о водоисточнике в с. Вердеревщина.

Время возникновения родника установить не представляется возможным ... водоисточник посещают церковнослужители на время религиозного праздника Скорбящее последний раз в 1951 г. ... 16-17 июля 1954 на религиозный праздник “скорбящее” собрались верущие группы из Бондарей, Платоновки, Граждановки, Рассказова, Рудововки, г.Тамбова, Моршанска, Кирсанова, были из Пензенской области... Всего ок прим 3-4 тыс. .. Пр. бывали ежегодно после религиозного праздник “троица” на 4-й день... У гражданки Кудряшовой Прасковьи Петровны (18 г. р.) с 1936 г. находится икона, над которой во время сборища производится богослужение... Когда разламали часовню она взяла иконы и хранит ее до настоящего времени... В 1954 г. на религиозный праздник “пасха” церковнослужитель Федор находился в с. Вердеревщина по приходу, имел намерение у Кудряшовой забрать икону в церковь, но верующие собравшись, устроили шум и иконы не отдали... Деньги ... раздавали слепым, хромым и др.

В 1934 г. верующих было в 2-3 р. больше чем в 1953 г. ... 16 июня 1954 в 16 ч. дня ок. дан. часовни ставят стол на столе укреп. горящие свечи, часть верующих, монашки, совершают религиозные обряды, некоторые крестятся, а некоторые поют, т. о. данная процессия продолжается до 9-10 часов утра.

За 1954 г. лек - общ-ми прочит на естев.- науч. темы 16 лек., антирелигиозных - 8, продемонстрировано - 40 фильмов.

Пред. ик. Бондарского рс

К. Новиков

Зав. отд. культуры Н. Бадин.

ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 1475, л.68

 

 

Документ № 3

 

Уполномоченному от 12 июня 1957 г.

Сборище верующих у источника с. Вердеревщина происходило 14 июня 1957 г. в количестве ок. 2000 человек. Принимали участие граждане Бондарского, Платоновского, Граждановского, Рудововского, Пичаевского, Лысогорского, Сосновского районов, а также из Пензенской области. Организаторами были граждане пожилого возраста из с. Вердеревщина, которые и совершали богослужение. Церемония сборища проходила 1 ночь. Посещение верующих по количеству и активности было большее по сравнению с 1956 г.

Зам. пред. и.к. Бондарского райсовета С. Вевсткин.

л. 53

 

 

Документ № 4

 

Переписка с местными партийными и советскими органами. 1948 г.

 

Пичаевский район 14-17 XII. 48

с. Б. Ломовис на территории колхоза “Родник” имеется Родник “святой” в честь св. Тихона сюда 29 июня собир до 6000 чел. верующих служ монашки и поп из с. Пичаева. “Святой” родник имеется в Рудовском районе.

18. XII. 48 Г. Моисейцев.

ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1 д. 113, л. 38

 

 

 

Документ № 5

Сборище верующих возле родника Б. Ломовиского с/с нач. 28 июня с 19 ч. вечера, абсолютное большинство престарелые и калеки. Служба начинается с утра 29.V.54 пров. службу монашки и к 14 ч. дня никого не было. Вода у этого родника почти вся проточная в связи с загрязнением.

Пред ик. Пич. рс К. Воронин.

ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 1475, л.70

 

 

Документ № 6

 

22 мая 1954 г. возле Мамонтова озера проходил сбор верующих граждан, где присутствовало до 2000 чел. гл. образом приход гр-н из других мест нашей области и других областей. Священников … среди верующих не было. Пение … проводилось … под руководством бывших монашек и престарелых. Антисоветской агитации не наблюдалось. Отдельные лица продавали среди верующих картинки, крестики и свечи.

Пред. ик Сосновского района Зарщиков.

ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 197, л. 64

 

Документ № 7

 

Уполномоченному от 31.12.53 г.

Дегтянский район

... в 5 км от с. Стежки в пойме р. Челновой существует естественный родник и желтый камень. Среди верующих сохраняется легенда, якобы с давних времен у источника умер “Святой, прозорливый Симеон”, который у источника “исцелял” вылечивал верующих больных людей. Поэтому как раньше так и в Советское время небольшая часть верующего населения ... посещает родник...

В 3 км от с. Березовки в пойме реки имеется родник, к которому верующие ходят...

Указанный источник верующие посещают 2-3 раза в год по религиозным праздникам: “Ильин день, Михайлов день из с. М. Пупки, Березовки, и Кам. Брод.... верующих у родника более 50 не бывает.

...Богослужение совершают сами верующие из уродливых, пристарелых и нищенствующих элементов.

...К активным организаторам негласных сборищ церковников применяются меры уголовной ответственности так в 1952-53 за этот вид преступления было привлечено 10 человек.

Председатель Гололобов.

ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1 д. 113, л. 140

 

 

Документ № 8

 

Уполномоченному Пузанкову.

Знаменский рик проверкой установил, что родник “святой” воды расположен в овраге в 2 км от с. Шаховка. С 1950-1951 гг. верующие граждане близлежащих сел собираются к источнику за взятием “святой” воды. Была проведена большая разъяснительная работа в результате с 1952 г. хождения верующих к источнику прекратились. В настоящее время источник не существует....

Пред. Знам. рик П. Кутья.

д. 97 л. 130

 

 

Документ № 9

 

Уполномоченному от 12.VI.57

В село Мамонтово Отъясского с/с в день религиозного праздника Николы 22 мая к имеющемуся в этом селе озеру собираются верующие, как Сосновского райна, так и других прилегающих районов. В текущем 1957 г. к этому озеру собралось верующих до 2500 человек, из которых примерно 25 % мужчины, 50 % женщины, 25% молодежь.

Молодежь в основном приходит из окрестных близлежащих деревень для интереса ... кроме жителей Сосновского района были граждане из Моршанского, Мордовского, Пичаевского, Алгасовского, Лысогорского и некоторых других районов, а также из г.Тамбова и одна группа в количестве 12-13 человек была из г. Загорска Московской области.

Организаторов этого сборища отдельных лиц не было, а все собираются произвольно по установленному изстари празднику...

Верующие собираются группами по 50-100 человек и сами проводят богослужение. Сборища эти продолжаются в течение 1 суток. Количество прибывших против прошлого года несколько больше ... Никакой агитации собравшимися гражданами не проводилось.

Зам. пред. Сосновского района Лунев.

Секретарь Сицеров.

ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 218, л.46

 

 

Документ № 10

 

Уполномоченному от 12 июня 1957 г.

Посещение верующими водного источника вблизи с. Ковылка происходит систематически по воскресным дням и другим религиозным праздникам. В большие праздники как пасха, вознесение, троица и другие религиозные праздники бывает большое скопление народа из окружающих городов, сел, прилегающих районов и областей до 1000 и более.

На источнике в балке Жевлатова верующие собираются 1 раз в год 9 августа в день св. Пантелеймона. Бывает также большое скопление народа более 1000 человек.

Секретарь ик Кирсановского райсовета

О. Павлов.

ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 218, л.52

 

 

Документ № 11

 

Уполномоченному от 8.VII.57

Мною проверено образование источника возле с. Вязовое, расположенного в северной части уроч. Корытино в полгоре ... был объявлен более 60 лет назад богатым мужиком. После какой-то странник, под влиянием богатых, поставил там икону и назвал его проявленным колодцем, источник представляет собой не глубокий родник с хорошей прозрачной и мягкой водой.

1 раз в году верующие посещают его в день Ивана Купалы, т.е. 29.VI. ст.ст. Число посещаемых в этот день примерно достигает 1000 человек мужчин и женщин. Службу ведут сами верующие, после чего берут воду по домам. Денег никаких никому не платят. Меры и разъяснительные работы к прекращению посещений проводятся, но недостаточно. Источник посещают из районов: Жердевка, Каменка, Шпик-ка, Токаревка, Сампурско и приезжают из других областей.

Серк. Жердевского рик Н. Бабаев.

ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 218, л.39

 

 

Документ № 12

 

Уполномоченному от 29.VII.57

Гавриловский рик сообщает, что на территории К. Дамианского с/с, с. К. Дамиановка в силу закономерных природных влияний образовался родник ... Посещение источника совершается ежедневно. Посещают в большинстве престарелые, как своего района, так и прилегающих. В отдельных случаях посещают из соседних областей. В настоящее время на источнике установлен колодезный сруб.

Секретарь рик Висков.

ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 218, л.37

 

 

Документ № 13

 

 

Уполномоченному

от 2 августа 1957 г.

О посещении верующими источника-родника в лесу, ик Лысогорского района сообщает, что источник посещается систематически в воскресные и другие религиозные праздники верующими, главным образом, престарелого возраста. Сборища достигают свыше 200 человек. На день посещающих (2.VIII) у этого источника было свыше 100 человек, из них мужчин-стариков 4, из молодежи 15, детей 10, остальные женщины старого и среднего возраста. Посещают из большинства районов нашей области. 2.VIII были из Рассказовского района, Платоновки с. Столовое, Никифоровского района с. Сабурово, Лысогорского района: Горелое, Черняное, Малиновка. Посещение ими производится систематически длительное время На день обследования богослужение совершал из самих верующих Первушин Кузьма Федорович в возрасте 72-х лет, житель Сабурово в прошлом с. Б. Криуша, раскулаченный. Ему помогали сами верующие. В разные дни бывают и другие организаторы. Привозят старца из Пахотного Угла, но фамилии его не назвали.

Сборище прошло без инциндентов, продолжалось оно свыше 2-х часов. Служба происходила в лесу на поляне недалеко от источника над набранной в посуду водой, горят свечи, есть самодельные иконы, евангелия, помин-я. Источник убран иконой. Сборище не может принести полезного, кроме вреда причем принимает все увеличивающиеся размеры. Привлекаются и дети школьного возраста.

За пред райсовета В. Куприянов.

ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 218, л.38

 

 

 

 

Документ № 14

 

Из справки о состоянии церквей и влиянии их на насление. 3.06.58.

Кирсановский район.

В Екатер. с/с на территории колхоза “Вперед к коммунизму”, пос. Красный примерно 8-9 лет назад появился источник. В 1946 г. гр. Шубочкин мыл иконы. Надо полагать при этом мытье оставил маленькую икону, старухи нашли ее. Сборище происходит 9 августа. Приходят из Тамбова, Кирсанова, Гавриловки, Умета. Действ. издавна “святой” источник нед от с. Кавылка Ел. Ег. Комолова, муж у нее погиб в ВОВ, ей около 45-52 лет. Она нака 22 мая вынос на источник иконы и организует людей.

В виду запевалы был бывший учитель ср. шк. Ржаксинского р. Желтов Леонид.

Сильно симулируя свое грехопадение, за что вселились в нее черти, Бахарева Таисия, возр. 26-28 л. Живет с сестрой в Рудке на 286 км. Говорят что Таисия с 7 л. псих. больной, но она самостоятельно торгует молоком приносит все деньги домой. Из Т. выгонял чертей некий Ильюша бил ее по спине, плечам, груди животу, голеням приговаривая “нечистые выходите из Таисии через нос, рот, духом освободите ее”. Т. от имени заевших ее “чертей” отвечала “не уйдем, не уйдем”. 22 мая было 1500 чел. 95 % жен. о 60 %  от 40 до, 40 % от 17-40 л. Из мужчин и стариков от 55 л. 10-15, зато от 17 до 30 100-150.

 

В с. Козмодамиановке откр. 14 апр. 1957 источник. Расположен на территории огорода гр-на Вас. Алексеев Литягина, 72 г. Собирается 22 мая народу 700-800 чел.

л. 139-149

 

К тексту

 

Документ № 15

 

Уполномоченному Совета

Донесение

Анохина Анна Захаровна (монашка) и Мария Николаевна Коткова с 1945 г. проживают в с. Алгасово, в своем доме служат, имеют в доме маленький колокол. На эти средства и живут.

Горячев Гавриил Степанович, бывший псаломщик с. Алгасово, в своем доме служит, делает отпевания, прошлой Пасхой освящал куличи.

Халев Иван Никитич, с. Алгасово, бывший регент, тоже что и Горячев.

Помовцева Анастасия Георгиевна, в с. Хлыстово служит по служебнику все требы, тем и живет, одинокая.

Федор Иванович Муралов, бывший псаломщик с. Вановье, служит богослужения, ходит по приходам, освящает воду, отпевает.

К сему священник о. Петр (неразб.)

03.10.46

ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1, д. 37, л. 192

 

 

Документ № 16

 

Из объяснительной записки к годовому отчету по Тамбовской епархии за 1946 г.

...Из раскольников в с. Текино и с. Васильевщина Токаревского района до 100 человек, они не имеют духовного руководителя и не зарегистрированы ... в г. Мичуринске остатки ликвидированной группы раскольников-иосифлян, наследников бывшего епископа Алесксея Буй, но эти группы не имеют влияния на православных г. Мичуринска....

... Основным злом для нашей церкви являются самочинные священники, монахи и монашки, а также миряне...

Следует обратить внимание: 1) бывшего священника обновленческого протоиерея Лоскутова Константина Александровича, который в течении двух лет совершает панихиды на Воздвиженском кладбище г. Тамбова и совершает тербы на домах. Он лишен своего сана по личному своему заявлению бывшим обновленческим митрополитом Виталием и открыто агитирует о неправославии архиепископа Луки и местного духовенства. В ноябре он подал заявление о присоединении к православной церкви;

2) иеромонах Феофан проживает в г. Тамбове, не признает патриарха и местного епископа, совершает тайно литургию и открыто выполняет требы в г. Тамбове и в с. Сураве Лысогорского района;

3) в г. Кирсанове лишенный сана архиепископом Лукой за самочиние бывший священник Глеб Окорочков с организацией группы последователей;

4) в г. Моршанске протоиерей Добров Александр Алексеевич совершает у себя литургию на дому, выполняет тербы и не ходит в православный храм;

5) иеромонах Сергий Батин проживает в с. Верхнем Грязном Сосновского района, ходит по селам, совершает тербы, агитирует о неправославии нашей церкви.

6) в г. Котовске гражданин Гречишников Василий Павлович служит дворником в коммунальном отделе, совершает все требы и даже служит литургию, таксирует свою работу по 100 руб. за выход;

7) в с. Питерском Моршанского района мордвинка Агафья и в с. Крюково старая дева Вера исполняют требы и агитируют против нашей церкви.

Много бы можно указать имен самочинников, разлагающих Православие, но список будет длинен. Мерами борьбы с ними служит исключительно проповедь пастырей церкви...

ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1, д. 97, л. 4-12

 

 

Документ № 17

 

19.03.48 г.

Уполномоченному Совета

Протоиерея Иоанна Иоанновича Кандаурова

Докладная записка.

В с. Крюково Моршанского района ... некто Вера (60 л.), прибывшая из Пензы, проживающая в с. Крюково около 3 лет ... Агафия (60 л.), прибывшая из Мордовской области в с. Крюково около 10 лет ... устраивают разные церковные службы ... проповедуют населению, что в действующих церквах нет благодати Святаго Духа, что Патриарху, архиереям и приходскому духовенству не следует доверять, т.к. они "красные", "советские" работники не имеют благодать Святаго Духа... Подобной проповедью занимается Бронникова Матрена (55 л.) и Сластухина Матрена (50 л.), выдают себя за монашек...

В доме гражданки с. Крюково Веры Дьячковой-Верещагиной (40 л.) под великие праздники и поминащие субботы приходят из Моршанска священник Кринов с псаломщиком, Агнессой и Нектарией...

Все вышеуказанное взято со слов гражданина с.Крюково Андрея Ивановича Пономарева (70 л.) и монашки-келейницы Варвары Корабельниковой (50 л.).

ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1, д. 3, л. 40-41.

 

 

Документ № 18

 

12.04.48 г.

Зав. Тамбовского облфинотдела т.Гуськову В.С.

Секретно.

Сообщаю Вам сведения о лицах незарегистрированных в установленном порядке.

1. В г. Рассказове, бывший архиерей Николай и монашка Николаева Серафима совершают богослужения среди верующих.

2. Бывший священник Сычев, проживает в с. Темяшево Алгасовского района, а совершает богослужения в с. Ракше.

3. В с. Васильево Пичаевского района гражданка Панкратова Ирина Михайловна совершает крестины, похороны и служит молебны.

4. В с. Дмитриевщина Рассказовского района Самсонов Дмитрий Иванович.

5. Некто Вера и Агафья, проживающие в с. Крюково Моршанского района у гражданки Барсуковой Пелагеи, вместе с Щеголевой Агриппиной совершают церковные службы, ходят по селу с требами.

а) Сластухина Матрена продает среди верующих свечи, по 3-5 руб., а молитвы и венчики по 10 руб. за штуку.

б) К Вере Дьячковой-Верещагиной под праздники приходит из г. Моршанска бывший священник Кринин с псаломщиком, Агнессой и Нектарией, совершает богослужения.

Все перечисленные лица совершают богослужения за плату.

Уполномоченный Совета Г. Моисейцев.

ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1, д. 3, 39

 

 

Документ № 19

 

Ламки. 4-6.12.48.

С. Ольхи. Церковь в 1935 г. переделали на клуб. Недалеко от с/с "Советские колхозницы" на засуху летом 48 г. собиралось 15-20 человек старушек. Рядом с с/с живет Попов Семен Тимофеевич - именуется Савватий, 80 лет, совершает все требы среди верующих в окрестных селах и Ламках. Председаетль с/с Крюково т. Рассказов в религиозные праздники на работу не выходит, до половины населения верующих. Верующие ходят в церковь в г. Моршанск, старики и молодежь. Организует верующих на разные молебствия бывший псаломщик Пономарев Андрей Иванович.

В с. Пеньки православные верующие собираются под руководством монашек, по 10-15 чел. в разных домах.

В с. Давыдово монашки совершают похороны, в большие праздники в домах, а также бывают церковные певчие под руководством старика Серина, 75 лет, в специально пустующем доме до 30 человек, старухи с детьми.

С. Серповое Парашин бывший поп.

С. Алкужи вреующих небольшая группа собирается в разных домах.

С. Черкиино имеются монашки, собирают верюущих.

С. Керш Борковский с\с в период засухи выходят в поле на молебен.

С. Дмитриевка, на молитвенные собрания являются 10-15 человек.

Председатель горисполкома Малинов санкционировал получение из церкви 500 руб. на детский дом. Рост доходов церкви, интеллигенция посещает, но мало, старики и молодежь, увеличение посещения церкви не заметно.

В с. Пеньки появился священник Торопцев.

18.12.48. Г. Моисейцев.

ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1, д. 3, л. 36

 

 

 

Документ № 20

 

Его Преосвященству Преосвященнейшему Иоасафу епископу Тамбовскому и Мичуринскому

Рапорт.

В с. Челново-Рождественском живет монах Иннокентий (в миру Ипатий), который в домах верующих служит панихиды, всенощные, молебны, воскресные и праздничные дни, к нему собирается 30-50 человек и он служит Богослужение. Деятельность свою начал до открытия церкви в с. Космодамиановском.

В с. Челново-Покровском действует крестьянин Антон Иванович, служит всенощную, панихиды.

Настоятель церкви с. Космодамиановского священник П. Павловский, 12 ноября 1948 г.

ГАТО, ф. Р-5220, оп.1, д. 110, л. 193

 

 

 

Документ № 21

 

Список самочинников с.Старо-Юрьева.

1. Ул. Погореловка, бабка Ирина Федоровна Фролова, 60 л., вдова, была в Иерусалиме, в церковь не ходит, не принимает православного священника, называя его "красным" и другим не велит. Принимает народ по одиночке, дает им водички от Святого Иерусалима, камушки. Службы в доме ее нет.

2. Ул. Большедорожная, собственный дом, вдова Ольга Даниловна Стребкова и сестра ее девица Наталья Стребкова, слепая. 50 л. От мая 1948 г. служили всенощную и панихиду, собралось старушек 15-20 человек, молились и местные певчие пели. По разрешению рика ходили по краю села с иконами о дожде. Ходят изредка в церковь и причащаются, обещают больше не собирать народ.

Настоятель церкви с. Чурюково иеромонах Антоний Кашлев.

30 ноября 1948 г.

ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1, д. 110, л. 192

 

 

Документ № 22

 

Его Высокопреподобию протоиерею о. Ивану Леоферову

Рапорт.

1. В с. Рыбное Алгасовского района производятся в воскресные и праздничные дни Богослужения, с певчими в разных домах, бывшим певчим Разволяевым Павлом Яковлевичем: крестят младенцев, служат молебны, отпевают. На наши предложения оставить самочиние отвечает: "Никто мне не запретит молиться". Проживает в с. Александровское.

2. В с. Вановье производит Богослужение в каждый праздничный и воскресный день бывший регент Муругов Федор Иванович с певчими, в доме гражданки Кувыркиной Натальи Тимофеевны по ул. Ермолова.

Живет по ул. Ново-Речная. На наше предложение оставить самочиние отвечает: "Вы знаете свое дело, а я свое знаю".

3. В с. Алгасово по ул. Войнята проживает монахиня Виктория. Регулярно каждый праздничный и воскресный день производит Богослужения в своем доме. За службами продает свечи. В церковь не ходит. Говорит: "Я не только здесь, но везде где я жила всегда служила и буду служить. На это я имею святительское благословение. Народ ко мне ходил, ходит и будет ходить".

4. В с. Алгасово в Заречье проживает бывший псаломщик Горячев Гавриил Степанович. Производит Богослужение в разных домах, но не регистрируется. Отпевает.

5. В с. Алгасово по ул.Востряни проживают три старые девы. Их называют "монахинями". Хозяйка дома Сазанова Мария Николаевна по прозвищу "Чадунюшкина". У нее живет бывшая Моршанская псаломщица Анохина Анна Захаровна и Горбачева Мария. Производят регулярно Богослужения. Отпевают. Занимаются производством свечей в большом количестве и выпечкой просфор.

Настоятель церкви с. Темяшева священник С. Часовенный.

ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1, д. 110, л. 188.

 

 

Документ № 23

 

Епископу

1. с. Княжево, где проживают Коршуновы Александра Васильевна бывшая монашка, где совершаются обряды определенного места нет.

Число ее приверженцев незначительное.

2. В пос. Арабском живет о. Павел изредка крестит, отпевает. Делает тайно.

3. с. Бол. Липовцы о. Александр Панин открыто совершает требы.

Настоятель церкви с. Царевка священник Г. Романов.

5 ноября 1948 г.

л. 193

 

 

 

Документ № 24

 

Епископу

В с. Челново-Рождественском живет монах Иннокентий (в миру Ипатий), который в домах верующих служит панихиды, всенощные, молебны, в воскресенье и праздник к нему собирается 30-50 человек и он служит Богослужение. Деятельность свою начал до открытия церкви в с. Космодамианском. В с.Челново-Покровском дейст. крестьянин Антон Иванович, служит всенощные, панихиды.

Настоятель церкви с. Космодамианское

священник П.Павловский

12 ноября 1948 г.

л. 194

 

 

Документ № 25

 

Председателю ик Ламского райсовета

т.Атанову Т.П.

11.04.53

... в д. Лазуновка Андреевского с/с в доме гр. Мерзляковой Ольги Андреевной проходят незаконные сборища граждан верующих русской православной веры, в количестве 20 человек, для совершения служб и обрядов... в с. Н.Ямском того же с/с, так же незаконно собираются верующие русской православной веры для совершения религиозных обрядов ... Предлагаю принять необходимые меры...

Уполномоченный В. Пузанков.

л. 127

 

 

 

Документ № 26

 

Председателю ик Сосновского райсовета

т.Зарщикову В.Г.

11.04.53

... В с. Сосновка гр. верующих русской православной веры во главе с гр. Белоумцевым Никитой Никифоровичем, в его же собственном доме устраива сборища для совершения религиозных служб, обрядов и спевок...

Уполномоченный В. Пузанков.

л. 129

 

 

Документ № 27

 

Кирсановский район

Кирсановские церковники не признают патриарха Сергия т.к. подлизался к власти. Медали ленинградскому духовенству, т.к. они красные, обновленцы - говорят. Глеб Успенский и монашки. Кто в тюрьме сидел - страстотерпцы. Диакон Самсонов Александр самочинник - III 1944 Алексей Ветринский к-р Монашки - акт. и пр. церкви.

с. Марьинка, д. Дербень б. учит. Китов Андрей Сергеевич исполняет требы. в 1 и 2 Иноковке, Свищевке, Ковылке, Вячке, Калаисе и Осиновки - раскол р-ны. 6.VI.44.

В Иноковке монашки не признают попов сами исполняют требы.

В Несвитчине монашки 2 сестры все требы. Незарег. Окорочков Глеб в г. Кирсанове.

л. 34

 

 

Документ № 28

 

Умет Священник Петров Семен Алексеевич

в Пересыпкине

Кирсановский район

Андрей Сергеевич Китов бывший учитель адм. высл. живет д. Дербень у кр-на, мол-ны, погребения и всенощные.

Окорочков Глеб Анатольевич в с.Чутановке, а живет Рабоче-Крест. ул.

д.Тихвинка Свищев с/с

Василиса Минаевна (мать Валерия) обедни, панихиды, молебствия о дожде, кирпич. осв. велосип.

Сообщ. в Кирсанов 23.VI.1948.

л. 42

 

 

 

Документ № 29

 

По Никифоровскому району.

от 29 октября 1970 г.

За 9 месяцев 1970 г. крещено 103, заочно отпевалось 57, других обрядов нет. По сравнению с прошлым урещений уменьшилось на 24, отпеваний на 6.

За 2 года нарушения законодательства о культах были со стороны граждан с. Старинка. Дубовицкой Анной Михайловной, которая устраивала несколько раз у себя сборище верующих, где устроивала моления и отпевания. С Дубовицкой проведена беседа. В настоящее время нарушений не наблюдается. Изучение проповедческой деятельности духовенства организовано через доверительные беседы с верующими.

Председатель ик. рс. Жабин.

ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1, д. 317, л. 13-14

 

 

Документ № 30

 

По Рассказовскому району.

В районе вошло в быт проведение таких праздников, как “Проводы зимы”, “Праздник 1-й борозды”... ИПХ по Нижеспасскому с/с 12 (было 10), по Саюкинскому 8 (было 9), по Рождественскому 8 (было 10)... вовлечение в секту ИПХ не наблюдается, уменьшается их состав, активности в своей деятельности не проявляют... Дети их учатся. Отдельные из них не работали: по Нижеспасскому Баранов Иван Никанорович 1921 г. р. по Саюкинскому Гришина Александра Николаевна, 1940 г. р., Руднев Петр Дмитриевич, 1928 г. р., Гришин Михаил Николаевич, 1930 г. р.... Приглашались в с/с. В настоящее время они устроились на работу ... При посещении семьи Дмитриева Ивана Ивановича по Нижеспасскому с/с было выяснено, что его дочь Вера не работает.... Если ранее в доме не было электрическог света, то сейчас они проводят электрический свет в дом и из одной комнаты убрали иконы и перенесли, где живут старики ... В дом стали они пускать. На вызов в с/с являются, налоги все платят, работают, но никак нельзя уследить, где они собираются молиться, но молятся .... На тех улицах, где проживают граждане, относящиеся к ИПХ устроено наблюдение.... Священнослужители за последнее время не нарушали законодательства о религиозных культах...

ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1, д. 317, л. 7-12

 

 

Документ № 31

 

1970 г.

По Тамбовскому району

Верующие и группы верующих во всех населенных пунктах района взяты на учет и установлен за ними контроль за соблюдением законодательства о культах. Однако, в некоторых паселенных пунктах, как Б. Двойня, Горелое, пос. Лучки имели место случаи сборищ верующих.

Руководители сборищ в Горелое, пос. Лучки предупреждены. А в с. Б. Двойня из гр в ИПХ Скворцова Анна Ивановна, Крылова Ольга Никифоровна за нарушение законодательства о культах оштрафованы на ...

Пред ик С. Силкин.

ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1, д. 317, л. 37-38

 

 

 

Документ № 32

 

1972 г.

По городу Мичуринску

ИПЦ — 34 человека

ИПХ — 27 человека

Рост обрядности.

ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1, д. 323, л. 37.

 

К тексту

 

 

 

Примечания

[1] Публикацию по материалам методического кабинета Центра Православной культуры г. Тамбова подготовили Левин О.Ю., Просветов Р.Ю.

[2] ГАТО, ф. 181, оп. 1, д. 2415, л. 59.

[3] ЦДНИТО, ф. 840, оп. 1, д. 2303, л. 62.

[4] ЦДНИТО, ф. 840, оп. 1, д. 2310, л. 161.

[5] Там же.

[6] ЦДНИТО, ф. 840, оп. 1, д. 2954, л. 134.

[7] ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 1475, л. 9.

[8] Там же

[9] ЦДНИТО, ф. 840, оп 1, д. 2303, л. 95.

[10] ЦДНИТО, ф. 840, оп. 1, д. 3468, л. 92.

[11] Публикацию по материалам методического кабинета Центра Православной культуры г. Тамбова подготовили Левин О.Ю., Просветов Р.Ю.

[12] Иеромонах Нифонт (в миру Чусов Николай Федотович) род. в 1874 г. в Балашовском уезде. Образование получил в Оржевском мужском монастыре. Иеромонах Александро-Невского монастыря (до 1919 г.), в 20-е гг. служил в храмах Кирсанова. За поминовение имени Святейшего Патриарха Тихона за богослужением и запрещение служить в кладбищенской церкви обновленцу уже в 1924 г. приговорен к 6 месяцам принудительных работ. Отбывал наказание в Тамбове в губхоззаке. 4 мая 1925 г. Постановлением Верхновного Сужа РСФСР, “принимая во внимание, что поминовение патриарха Тихона вообще никем не запрещалось”, дело прекращено за отсутствием состава преступления, и о. Нифонт освобожден от отбывания наказания. Иеромонахи Вассиан и Нифонт умерли и похоронены в Кирсанове.

[13] ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1, д. 109, л. 235.

[14] ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 1475, л.68.

[15] ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1, д. 113 л. 2.

[16] ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1 д. 113, л. 38.

[17] ГАТО, ф. Р.5220, оп. 1, д. 3, л. 6.

[18] ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 198.

[19] ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 197, л. 64.

[20] ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 163, л. 123.

[21] ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1 д. 113, л. 140.

[22] ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 218, л.46.

[23] ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 218, л.52.

[24] ЦДНИТО, ф. 834, оп. 1, д. 218, л.39.

[25] Циркуляр № 12 от 17 мая 1957 г.

[26] Левин О.Ю. и др. Кирсанов Православный. М., 1999, с. 123.

[27] В документах встречаются их наименования ИПХ (Истинные Православыне Христиане) и ИПЦ (Истинная Православная Церковь). Духовенство Московской Патриархии называет также эти группы верующих “раскольниками” и “самочинниками”.

[28] ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1, д. 252, л. 23.

[29] ГАТО, ф. Р-5220, оп. 1, д. 264, л. 1.

 

 




Востребовано: .