Тамбовские исповедники [1]
Как некогда, в древние
времена, первые христиане выкупали мученические акты у римских властей для
назидания и почитания святых мучеников, так и мы, в настоящее время, имеем возможность
видеть такие же мученические акты в архивах нашего Отечества. Порой нет никаких
больше сведений о пострадавших за Христа, кроме скудных упоминаний в разных
“Делах” по поводу “контрреволюционной деятельности” тех или иных исповедников и
новомученников Российских. И порой весьма сложно увидеть сквозь шелуху революционной
фразеологии, сквозь стиль и штампы следственных документов высоту христианского
духа в смирении исповедующего своего Спасителя. Так обстоит дело и с
предлагаемым ниже описанием подвига тамбовских исповедников —
православных пастырей и мирян, пострадавших только за то, что они искренно
желали спасения своим душам и проповедывали Евангелие словом и делом.
В 1926 году в селе 1-е
Пересыпкино ярким светильником возсияла духовная жизнь местного прихода.
Случилось это во многом благодаря необычайной личности местного священника о.
Петра (Осокина), который, являясь “реакционно-убежденным тихоновцем”, был в то
же время смиренным молитвенником и добрым пастырем. Со всей округи к нему
направлялись паломники для исповеди и причастия. Многие по молитвам батюшки
получали исцеления от различных недугов. Так, широкую огласку приобрел случай,
произошедший с жителем села Казьмодемьяновки Купаревым Иваном Петровичем,
который “будучи одержим тяжелой болезнью, причащался священником Осокиным и ...
после такого “знаменательного” причащения Купарев видел привидение бога, с ним
имел разговор и от него узнал, что скоро будет “конец света”, [2] — сообщалось в следственном
деле. Предоставим и далее слово следственным документам: “С той поры в селе Казьмодемьяновке,
Пересыпкинского района образовались религиозные группы “старчества” под руководством
Сайганова Егора Федоровича, Коблова Семена Артемовича, Трофимова Александра
Ульяновича и Купарева Трофима Тимофеевича, которые свою деятельность продолжали
до момента возбуждения о них уголовного преследования, т.е. до октября месяца
1929 года, несмотря на высылку из пределов Пересыпкинского р-на самого руководителя
священника Осокина.
Произведенным по сему делу
расследованием установлено, что религиозные группы “старчества” в селе
Казьмодемьяновка, Пересыпкинского района, Тамбовского округа, через своих руководителей
Сайганова, Коблова, Трофимова и Купарева, производили агитацию против кооперирования,
колхозного строительства и мероприятий советской власти. Помимо этого
руководители групп в своей повседневной религиозно-фанатической работе
производили следующее:
1) Сайганов Егор Федорович
для более наглядного внедрения суеверия в массы, вырыл себе землянку, где по
ночам устраивал моления со своими приближенными и трапезы, имея связь со
священником Осокиным и Скороходовым и монахом Свиридовым, теперь высланные из
Пересыпкинского р-на. Сайганов носил на себе “кирих”, “вириги” в виде железного
обруча с крестами. За последнее время Сайганов в своем с/х не работал, а исключительно
занимался молением в своей землянке — келее, роздал,
принадлежащее ему имущество под видом тайного подношения бедным, часто
отлучался из своего села неизвестно куда.
2) Коблов Семен Артемович,
Трофимов Александр Ульянович и Купарев Трофим Тимофеевич, находясь в тесной
связи с Сайгановым Егором Федоровичем, распространяли среди масс суеверие и
агитацию против кооперирования населения, колхозного строительства и др.
мероприятий, проводимых на селе. Трофимов Александр Ульянович приспособил под
моленную свою старую кузницу, установил ее иконами и там ночами производит
моления со своими приверженцами, а Купарев Трофим Тимофеевич в сентябре месяце
1929 года в церкви, после окончания обедни, публично сделал раскаяние во всех
своих грехах перед народом, предвещая этим “конец света” и с большой энергией
внедрял в массы суеверие.
3) Все вышеуказанные
руководители групп отказались получать котрактационные книжки, публично
заявляя, что этими самыми книжками всех втягивают в колхозы, в которые они ни
за что не пойдут.
Допрошенные в качестве
обвиняемых Сайганов Егор Федорович, Коблов Семен Артемович, Трофимов Александр
Ульянович и Купарев Трофим Тимофеевич не признали себя виновными в агитации
против мероприятий советской власти и показали, что они никогда активно не
агитировали за ослабление проводимых кампаний сов. властью, что в своих
моленных домах они устраивали моление только из членов своих семей без участия
посторонних, а в отношении вступления с раскаянием перед народом в церкви
Купарев объясняет, что он это сделал потому, что ему запала мысль раскаяться в
своих грехах всенародно и тем самым унизить себя перед людьми.
На основании вышеизложенного
граждане:
1) Сайганов Егор Федорович,
1896 года рождения, крестьянин села Казьма-Демьяновки, Пересыпкинского р-на,
Тамб. округа ЦЧО, гражданства РСФСР, женат, на иждивении его 7 человек,
зажиточный, имущества имеет: пятистенный дом, двор, ригу, амбар, сарай, лошадь,
жеребенка, двух коров, 12 овец, беспартийный, малограмотный.
2) Коблов Семен Артемович,
1900 г. рождения, крестьянин с. Козьма-Демьяновки, Пересыпкинского р-на, Тамб.
окр. ЦЧО, гражданства РСФСР, женат, беспартийный, малограмотный, на иждивении
его находится пять человек, зажиточный, имеет имущества: пятистенный дом, двор,
амбар, ригу, сарай, одну лошадь, одного жеребенка, одну корову, одну телку, 10
шт. овец.
3) Трофимов Александр Ульянович, 1875 года рождения,
крестьянин с. Козьма-Демьяновки, Пересыпкинского р-на, Тамб. окр., гражданства
РСФСР, беспартийный, малограмотный, женат, в семействе его 8 человек, середняк,
имеет имущества: пятистенный дом, двор, ригу, землянку
[3], лошадь,
корову, телка, двух овец, со слов не судим.
4) Купарев Трофим
Тимофеевич, 1889 г. р., крестянин с. Козьма-Демьяновки, Пересыпкинского р-на,
Тамб. окр. ЦЧО. беспартийный, грамотный, женат, на иждивении своем имеет пять
человек, середняк, имеет имущества: дом крытый железом, двор, амбар крытый
железом, ригу, одну корову, 5 овец, три ягненка, одного телка. За невыполнение
хлебозагатовок был судим оштрафован 1450 руб.
Обвиняются в том, что они с
1926 года и по октябрь месяц 1929 г. занимались агитацией среди населения в
целях ослабления мероприятий сов. власти, проводя это через организованные ими
религиозные группы, в которых распространяли суеверие в разных видах и
изображениях, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 Уголовного
Кодекса РСФСР, а потому — Постановили:
Настоящее дело направить ПП
ОГПУ по ЦЧО для внесудебного разбора, перечислив с сего числа арестованных,
содержащихся под стражй в Тамб. ИТД.
Сост. 3 февраля 1930 г. г.
Тамбов
П/Уполн. 1-й группы
Иванников.
Согл. Ст. Уполн. 1 группы
Зеленский.
Утвержд. Нач. Тамбокротд. ОГПУ и ОО 10-й К/Д Виксон.”
[4]
Вскоре Сайганов Егор Федорович, Коблов Семен Артемович, Трофимов Александр Ульянович и Купарев Трофим Тимофеевич были осуждены “Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ от 23/IV-30 г. к высылке в Северный край, сроком на Три года, считая срок с 14/X-29 г.” [5] Причем далее следовала “просьба”: “с первым отходящим этапом направить в распоряжение ПП ОГПУ Север. края г. Архангельск” [6].
Почти аналогичное дело
1930-го года связано со священником села Татаново отцом Петром (Софийским).
Обвинительное заключение гласило:
“2 декабря 1929
г. ОГПУ стало известно, что священник с. Татаново Софийский Петр Иванович
систематически ведет агитацию против Советской Власти и ВКП(б).
Священник
Софийский лишен права голоса по хлебозаготовкам, является последователем реакционной
Тихоновщины [...] группировал вокруг себя местное кулачество: Ефремова,
Незнанова, Кузина, Кочергина, учителя Бабанина, бывших эсеров Дубравина и
Ацарышева. Подкулачников, религиозных крестьян и священников окружающих сел: Тулиновки,
Полковой Слободки, Горелое, Куксово. Для этой цели на квартире Софийского
собирались тайные собрание. Антисоветскую агитацию и как служитель церкви,
использовал ее как трибуну для агитации и частных бесед с отдельными лицами.
24.11.29. в квартире Софийского было устроено собрание кулаков Незнанова,
Кочергина и др., где распивались спиртные напитки, на вопрос зашедшего Карина
Ф.С. ответил: “Мы делаем все по старому, я нового порядка не призню”.
Крестьянину Ильину И.П. сказал: “Советская Власть хлебозаготовками разорило
крестьян”.
В 1929 г. в период весенних и осенних хлебозаготовок и
коллективизации, в разговоре с крестьянами и в церкви при чтении проповеди
призывал не сдавать налог и не идти в колхозы. Про колхозы говорил, что это
“дъявольская кабала для крестьянина”. В результате агитации крестьяне режут
скот. Осенью текущего года на собрании граждан по внушению Софийского
большинство граждан изъявили желание уплатить за него 150 пудов хлеба по
хлебозаготовкам
[7].
Чтение проповедей и в частных беседах с крестьянами Софийский агитировал против
посещения детьми советских школ, противопоставляя и доказывая необходимость
посещения церкви, старался привить религиозным женщинам Слово Божие, говорил
прихожанам, чтобы они приводили детей в церковь, следуя примеру родителей Девы
Марии. Пленум Татановского с/с объявил Софийского врагом революции ходатайствуя
об изъятии его из села. Софийский виновным себя не признал. Хлебозаготовки проводили
неправльно (говорил о.Петр — прим. сост.), Незнанов и Кочергин приходили
к нему записывать брак, слова Карину говорил.
Софийский 1867 г[ода] р[ождения], 1877 ок[ончил] Дух[овную]
Сем[инарию], урож[енец] с. Кулеватово Моршанского уезда, ранее был под
следствием за контрреволюционную деятельность”
[8].
12 января 1930 года
приговорили “содержащегося в заключении Софийского
П.И. осужденного постановлением ОС при коллегии ОГПУ от 26.12.29. ... к высылке
в Сев. Край на 3 года”
[9].
Следует сказать,
что в эти тяжелейшие годы советской власти каралось всякое инакомыслие и тем
более требовало мужества пастырям Церкви во всеуслышание сказать своим пасомым
евангельское слово, обличающее современную неправду. За такое “слово” пострадал
и священник села Курдюки о. Николай (Славин).
9 декабря 1929
года уполномоченный по хлебозаготовкам Курдюмовского Куста, Инжавинского
района, Тамбовского округа Котов в своем заявлении, поданном на имя
Уполномоченного Окротдела ОГПУ, сообщал, “что священник Славин Н.И. с. Курдюки,
Инжавинского района, Казанской церкви, в своих проповедях высказывает о
предстоящей “второй Варфоломеевской ночи”, в которой коммунисты и комсомольцы
вырежут семей бывших бандитов, а также агитирует против мероприятий Соввласти.
Произведенным по
настоящему делу расследованием установлено, что священник казанской церкви, с.
Курдюки, Инжавинского района Тамбовского округа Славин Николай Иванович, кулак,
обложен по 28 ст. Закона о с/х налоге, лишен избирательных прав, враждебно
относящийся к проводимым Соввластью мероприятиям, агитирует постоянно в своих
проповедях против хлебозаготовок и с/хоз. налога, возбуждает против Соввласти
верующую массу, распространяет ложные слухи контрреволюционного характера, стараясь
опозорить Соввласть и Партию ВКП(б).
Хлебозаготовки и
с/хоз. налог считает разорением крестьянства, благодаря производимых грабежей
Соввластью. Открыто проявленные контрреволюционные действия Славина Н.И. подтверждаются
показанием очевидцев-свидетелей и охарактеризовываются нижеследующими фактами:
1) В мае месяце
1929 года, на пасху, в момент большого скопления верующих крестьян в церкви,
что совпадало с моментом хлебозаготовительной компанией, священник Славин в
своей проповеди сказал, что предстоит в ближайшее время “вторая Варфоломеевская
ночь”, в каковую коммунисты и комсомольцы вырежут кулацкие и бандитские семьи;
2) В мае месяце
1929 года, в церкви, в своей проповеди Славин говорил, что Соввласть облагает
тяжелым налогом крестьянство, этим она разоряет их;
3) В мае месяце
с/г: “Хлебозаготовки для крестьянства являются непосильными, Соввласть делает
это для того, чтобы разорить крестьянство”;
Особо
характерным является то, что допрошенные в качестве свидетелей Шарапов Григорий
Григорьевич, работающий по выбору церковным старостой Казанской церкви и
священник той же церкви Никольский Алексей Алексеевич показывают, что они неоднократно
предупреждали священника Славина Н.И. о том, чтобы он в своих проповедях не
говорил “двухсмысицы” и вообще таковые прекратил, на что Славин Н.И. ответил им
в грубой форме: “Не твое дело, как говорил проповеди, так и буду говорить. За
мои проповеди ты отвечать не будешь”.
Причитавшиеся с
Славина Н.И. налоги и сборы за 1929 год им добровольно не выполнены, за что
изъято у него: дом деревянный, крытый железом, надворные постройки и сад в 100
корней (показание Славина Н.И. - л.д. 17). Благодаря агитации Славина Н.И. против
выполнения населением с/х налога и хлебозаготовки, особенно отразилось в весеннюю
хлебозаготовительную кампанию 1929 г. (отзыв Ответсекретаря ячейки ВКП(б) - л.
д. 5 и 12).
Допрошенный по
сему делу обвиняемый Славин Н.И. виновным себя не признал, при чем показал, что
он в 1924 г. действительно был арестован органом ОГПУ и находился под стражи 1
1/2 месяца. Свидетели Никольский А.А. и Шарапов Г.Г. действительно
предупреждали его о том, чтобы он, Славин, свои проповеди сократил и касался
лишь-бы вероучения (л. д. 17). На основании изложенного, принимая во внимание,
что состав преступления за обвиняемым, как материалом, так и свидетельскими
показаниями - установлен и считая следствие по данному делу законченным
и
обвинение священнику Славину Н.И. доказанным, - нахожу:
Что священник
Славин Николай Иванович, 1872 г. рождения, происходит из духовных с. Курдюки,
Инжавинского района, Тамбовского округа, проживает там же, женат - на иждивении
жена, Клавдия Алексеевна и дочь Зинаида. Русский, подданства РСФСР, кулак,
обложен по 28 ст. Закона о с/х налоге, лишен избирательных прав; имущество, состоящее
из одного дома, крытого железом, надворные постройки и сад в 100 корней, -
изъято за невыполнение наложенного на него в 1929 г. обязательства по с/х
налогу и невывоз хлебных излишков. В 1924 г. арестовывался органом ОГПУ за
антисоветскую деятельность (показание Славина Н.И. - л. д. 17, находился под
стражей 1 1/2 месяца). Беспартийный, со средним образованием. Является особенно
враждебно настроенным против Соввласти, использовывал церковь, как трибуну, для
агитации против Партии и Соввласти, учитывая религиозные чувства верующих масс,
агитировал за невыполнение сельхозналога и невывоз хлебных излишков местным
крестьянством. Распространял весть о предстоящей “второй Варфоломеевской ночи”,
где якобы коммунисты и комсомольцы вырежут кулацкие и бандитские семейства. Эта
весть настолько сильно повлияла на присутствующую в церкви верующую массу, что
последняя стала кричать слезно и говорить вслух: “Батюшка, спаси нас” (л. д. 7
и на обороте). В своих проповедях Славин Н.И. особенно агитировал против
проводимых Соввластью ударных кампаний, т.е. совершил преступление,
предусмотренное ст. 58 п. 10 Уг. Код. РСФСР, а потому
ПОСТАНОВИЛ:
Дело за № 196
направить в Коллегию ПП ОГПУ по ЦЧО для внесудебного разбора, перечислив с сего
числа арестованного, содержащегося в Тамбовском ИТД - Славина Николая Ивановича
за ПП ОГПУ по ЦЧО.
Обвинительное
заключение составил Уполномоченный Тамокротдела ОГПУ тов. Слицан Б.Я.
Справка:
Обвиняемый Славин Н.И. содержится под стражей в Тамбовском ИТД с 28 ноября 1929
г.
Вещественных
доказательств по делу не имеется.
9 дек. 1929 г.
г. Тамбов.
Уполномоченный ОО ОГПУ Слицан”
[10].
12 января 1930 года приговорили “содержащегося в заключении
Славина Николая Ивановича, осужденного постановлением особого Совещания при
Коллегии ОГПУ от 26/XII-29 г. к высылке в Северный Край сроком на три года,
считая срок высылки с 28/XI-29 г., просьба с первым отходящим этапом направить в
распоряжение ПП ОГПУ Северного Края - гор. Архангельск”
[11].
Надо отметить,
что проводимая коллективизация, т.е. создание колхозов, была отчасти направлена
и на подрыв религиозности в крестьянах, т.к. уничтожала исконные устои
крестьянского быта. Это признавали сами представители власти, не раз заявляя в
своих документах об укорененности религии в жизненном укладе русского
крестьянства. Подрывая сложившийся уклад, предполагалось ослабить и веру в
народе. Оттого-то многие православные крестьяне и не хотели вступать в колхозы,
что, естественно, рассматривалось советской властью как проявление контрреволюции
и жестоко, в свою очередь, подавлялось репрессиями.
В архиве
сохранились следующие цифры о пострадавших за 1929 год:
“О делах по 58/8
ст. УК (тер. акты).
Привлечено:
кулаков - 138; середняков - 68; бедняков - 18; прочих (попов, торговцев) - 12.
Привлечено к
уголовной ответственности 24 чел.
Расстреляны 12
чел.
В концлагерь 25
чел.
По 58/9 ст.УК
Привлечено:
кулаков - 7; прочих - 3.
Лишено свободы -
2 чел.
По 58/10 ст.УК
(контрреволюционная агитация): кулаков - 133; середняков - 24; бедняков - 2,
прочих (попы, торговцы) - 70.
Лишено свободы -
40.
В концлагерь -
95.
Сумма
конфискованного имущества не учтена.
Секр. Окрпрокурора Подсекибердина”
[12].
Порой в следственных
документах нельзя понять, где ложь, а где правда и следует только констатировать
факты. Так, в обвинительном заключении по наблюдению за делом Касимовского
говорится, что “в с. 2-я Гавриловка гражданин Касимовский
Кирилл Васильевич систематически ведет антисоветскую агитацию. Он лишен права
голоса как бывший стражник с 1910 по 1917 г. С целью подрыва советской власти
группировал вокруг себя местный антисоветский элемент. Группа граждан
состоит из местного попа Архангельского, диакона Кузнецова, бывшего стражника
Платонова, бывшего жандарма Судоргина Ивана, с которыми он часто собирался на
квартире и устраивал пьянство. В марте с/г , пьянствуя с диаконом Кузнецовым,
сказал: “раньше я так масленницу справлял”. Диакон на это ответил: “придет время
и мы дождемся своего праздника”
[13].
Неизвестно, действительно ли “устраивал пьянство” Кирилл Васильевич Касимовский,
группируя “вокруг себя местный антисоветский элемент”. Ясно только одно, что
вряд-ли именно за это его приговорили “к высылке в Сев. Край с 26.11.29. сроком
на 3 года с первым этапом...”
[14].
Такой же
“сложный” случай, где очернить пытались именно обвиняемую сторону, произошел со
священником Петром (Новоспасских). Обвинительное заключение гласило, что “28
сентября 1929 г. в с. Короваино Инжавинской волости священнику Новоспасских
Петру Павловичу было предложено явиться в с/с по вопросу передачи церковной
сторожки под школу.
Но он сразу не
пошел. Вечером после церковной службы, будучи выпившим, совместно с псаломщиком
Сафроновым Василием Леонтиевичем пошли искать члена с/с Богданова и председателя
СельККОВ Эктова. Найдя дом Эктова, они стали стучать в дверь. На стук
отозвалась хозяйка дома Шевцова, ей сказали: “Окройте мы милиция, потайные
агенты”. Она не открыла. На стук вышел Эктов и открыл дверь. Новоспасских и
Сафронов стали его душить, порвав нижнюю рубашку. На шум вышли соседи и все
прекратилось.
Новоспасских и
Сафронов виновными себя не признали. Новоспасских показывал, что Эктова не бил,
а он ругал и бил его, а Сафронов, что в драке участия не принимал. Назвались
“милиция” шутя.
Новоспасских
питал злобу на Эктова Н.А. за производство у него описи имущества. Новоспасских
П.П. 1890 г/р. сын дьячка с. Турмасово Козловского округа, окончил Духовную
Семинарию, жена и пять детей, имеет пол. дома и корову.
Сафронов В.Л. 1885 г/р., крестьянин с. Перевлес Пронского
уезда, образование низшее, псаломщик-регент, жена, трое детей, имеет дом”
[15].
Как о. Петр, так и Василий Леонтиевич Сафронов были приговорены 1 января 1930
года “к заключению в концлагерь на 5 лет ... в г. Котлас”
[16].
Нередки были случаи, когда
своих пастырей активно защищали прихожане села, осаждая местные сельсоветы.
Так, в 1928 году, “в с. Кутли Пичаевского района
группа зажиточных: Торопцев О.Д., Тюзяев Т.И., Зобнин А.В., поп Ястребцев П.Ф.,
бывший жандарм Насонов Н.С. отказались от выполнения наложенных на них
хлебозаготовок, причем поп Ястребцев 29 мая с/г на религиозный праздник закрыл
церковь и не стал производить службу. Его знакомая монашка Рублева П.Т. и жена
кулака Торопцева старались сагитировать публику, говоря что церковь закрыта
коммунистами. После Рублева пошла по селу с листом против закрытия церкви и
освобождения Ястребцева от хлебозаготовок. Часов в 6 вечера собралось человек
200 женщин и ввалилось в с/с, требуя чтобы открыли церковь и с попа сняли хлебозаготовки.
Факт антисоветской группы попа Ястребцева установлен, все
лица, входящие в нее арестованы”
[17].
Похожий случай произошел и в
селе Оржевка. Предоставим в очередной раз слово документу:
“1
июля 1929 г.
ПП ОГПУ по ЦЧО
г. Воронеж. Совершенно Секретно. Серия "К".
В дополнение
почт-телеграммы от 29 июня 1929 г. по делу массового выступления в с. Оржевка
Кирсановского района сообщаем. Поп с. Оржевка Лавров Евгений Николаевич
воспользовавшись темнотой и религиозным фанатизмом своего прихода, состоящего
из населения сел Салдатчина, Масловка и Паника через своих приверженцев монашек
Неучеву Анастасию Петровну, Неучеву Софью Антоновну и псаломщика Никольского Павла
Петровича за две недели до 27 июня распустил слух среди населения, что за
невывоз наложеного на него 500 п. хлеба будет арестован и церковь закроют. Он
предупредил прихожан в момент ареста колокольным звоном. Вечером 26 июня Лавров
получил вызов в с/с к уполномоченному РИК об объяснении задержания. Он не
явился. Через Неучевых и крестьянок Митяеву Василису Лукьяновну, Простоквашину
Марию Ефимовну путем подворного оповещения известил прихожан о том, что ввиду
его ареста 27-го утром будет прощальное богослужение. Утром 27-го Лавров велел
звонарю и сторожу Неучеву произвести 10 звонов. Означенный метод звона являлся
условным сигналом. Во время службы среди прихожан распространился слух, что в
с. Паника недопустили арест попа. После Лаврова спросили правда ли что его
арестовывают. Он подтвердил. По окончании часть народа провожала батюшку до
дома с криком “не дадим нашего батюшку”, часть пошла к с/с. Толпа с о. Лавровым
была встречена избачем Хромовым и членом с/с Поповым. Утверждению Попова, что
слухи ложны толпа не поверила, а Лавров объяснять отказался. Таким образом
введенная в заблуждение толпа, состоящая в основном из женщин, еще больше
взбудоражилась. Хромов предупредил Лаврова, чтобы он в с/с не ходил. Лавров с
мешком сухарей за плечами, следуя впереди толпы, рядом с кулаком Юдаевым И.В.,
направился в с/с. В с/с уполномоченный РИК Сухоручкин предложил Лаврову уйти и
увести толпу. Лавров отказался. Ему пригрозили, что применят силу. Он незаметно
ушел домой. Толпа женщин и часть мужчин достигла 700 человек. Окружили с/с.
Требовали освободить попа под руководством Неучевой С.А., Мажаровой Е.И.,
Простоквашиной М.Е., Прусаковой П.Р., Яковлевой М.Н. кричали: “долой Советскую
власть, да здравствует свобода”, “долой хлебозаготовки”, “пытались учинить
расправу”. Кулак Юдаев, зажиточный Рябов П.И., Лысов Н.И. подстрекали к
расправе, Яковлева, порезав руку, подняла ее вверх и закричала “нас режут
комсомольцы ножами”. Призывала к расправе с комсомольцем Кирилловым —
он охранял вход в с/с и телефонная. Связь с городом была прервана на 15 мин.
толпой (накинули на провода проволоку). Толпа, узнав, что из города выехал
отряд милиции, покинула с/с. Арестованы: поп Лавров (по 2 ч. ст. 58 10 УК), псаломщик
Никольский, Рябов, Лысов, кулак Юдаев. По ст.17 ч.1 ст.58-10 —
монашки Неучевы А.П. и С.А. Крестьянки Яковлева М.Н., Можарова Е.Е.,
Простоквашина, Прусакова П.Р., Митяева.
Зам. нач. ОО ОГПУ Шапочкин”
[18].
В селе Скачиха аналогичные
“страсти” разгорелись вокруг с/с по поводу притеснений и ареста священника
Константина (Золотницкого). “Свидетель” Кривенцов
Андрей Никитич (34 года, уполномоченный рика по хлебозаготовкам, чл. ВКП(б),
рабочий г. Кирсанова, госмельница № 143) 3 июля 1929 года по этому поводу показывал:
“На священника
Золотницкого наложил Скачихинский с/советом 140 п. коих он не вывез. Он
(Кривенцов) пришел в дом Золотницкого описал имущество (был наложен штраф 1400
р.) и предложил выселиться из дома. Золотницкий имеет значительную популярность
среди верующих. Он поселился с семьей в ограде церкви на открытом воздухе.
Золотницкому несли хлеб, пшено и другие продукты и предлагали домашние пироги,
кои он, Золотницкий, принимал с соответствующим “благословением”, сея тем самым
среди темных крестьянских масс вражду и недовольство к представителям власти
[...] утром 28/VI, видя, что священник Золотницкий совершенно не принимает мер
к подысканию себе квартиры [...] я принял меры к подысканию квартиры попу.
Через 3 дня сестра жены Золотницкого, ходившая на богомолье в Оржевку, принесла
весть, что местные верующие освободили из под ареста своего священника. Дом на
торгах крестьяне покупать отказались даже за самую малую цену. И даже когда
предложили воспользоваться им бесплатно тем, кто не имеет дома (например,
Базарев Илларион Потапович), заявили, что его необходимо возвратить попу. Дом
передали трудовой коммуне “Трудовик”. 2/VII они стали его разбирать. При этом
пришла попадья и десять человек женщин, сочувствовавшие ей. Сад вокруг церкви
передали с/с. За 4 дня в нем были поломаны деревья и ограда (его передали в
ведение пионеров). В этом уполномоченный обвинил священника. Относительно сада
Золотницкий объяснения дать отказался. Затем (Кривенцов — прим. сост.) уехал в д. Нахаловку по
хлебозаготовкам. Вернулся в 6 ч. 30 м. вечера и обнаружил у с/с толпу женщин в
300 человек, требующих вернуть священника (он находился в с/с - прим. сост.). Он
обещал им вывести Золотницкого и спросить у него. На вопрос арестован ли он,
Золотницкий ничего не ответил и вернулся в с/с. Священника отпустили. Вызвал
сек. ячейки и снова позвали священника. Народ опять собрался. Задержали 20
человек”
[19].
Сам о.
Константин на допросе 5 июля 1929 года показывал:
“В конце мая
1929 г. было назначено к вывозу излишних хлебов 40 п. Сразу не мог, не имея такового
количества, на следующий день вывез 11 п. (6 п. муки и 5 ржи).
Спустя 1-2 дня
за невывоз 29 п. у меня описали имущество. В первой части дня изъяли личное
имущество: фисгармонию и стенные часы, дней через 7 железную кровать. 27 июня
объявили, чтобы я в 2 часа освободил дом. Через 3-4 ч. очистил, но т.к. в такой
короткий срок не мог найти квартиру, я остановился около церковной ограды, но
т.к. было рано 4 ч. вечера, ко мне стали подходить, чтобы не создать мнения что
беседую с ними отошел к дому и вернулся к 6 ч. вечера. В этот день никто не
приносил подаяния. 28 июня мать Ксения из Луговки принесла чулки, другие
молочную кашу, хлеба около 4 ф. В 6 ч. вечера перешел на квартиру в дом Рыбова.
О том, что нужно сдать 140 п. не знал. 2 июля в 19 ч. председатель с/с и
уполномоченный вызвали меня в с/с и спросили почему непорядки в саду. За это
отвечал церковный староста Кривенцов: “Вы участвуете в церковном совете,
поэтому мы отправим вас в рик и там разберутся”. Я просил подождать. Спустя 2
ч. меня, церковного старосту, арендатора сада и 9 человек из Хилкова позвал в
кухню с/с Кривенцов и объявил, что мы арестованы и попросил последовать в
подвал кухни, где мы провели 3 ч., т.к. было душно мы без разрешения выходили в
кухню с/с. Через 1 ч. Кривенцов попросил меня показаться бабам, я вышел, с 20
человек женщин и 20-30 в отдалении. Я их просил успокоиться, и сказал, что в
Воскресение служба будет. Но они требовали моего освобождения. Я пошел в
канцелярию с/с.
Через 2 мин. Кривенцов велел идти мне домой. Через 1 ч. за
мной пришел участковый милиционер и велел идти в с/с. Там сек. яч. Серягин велел
мне спуститься в подвал, где я провел 3 ч. Агитацию среди населения я не
проводил. Никому не жаловался, что у меня отобрали имущество, т.к. хорошо знаю,
что это будет напрасно”
[20].
Отец Константин
(1897 г. р.), уроженец с. 2-й Гавриловки, сын священника. Отец его 25 лет
прослужил священником в с. 1 и 2 Гавриловки. В конце 1921 г. сын также стал священником
в с. Рошковке Бондарского района. В 1924 г. священником в с. Мордвиновка, а в
1927 г. перешел в Скачиху. В предъявленном ему обвинении виновным себя не
признал. 27 апреля 1930 года была выдана справка, что о. Константин “по ст. 58
(10) УК по постановлению коллегии ОГПУ в феврале месяце 1930 г. выслан из
пределов ЦЧО в Сев. Край сроком на 10 лет”.[21]
Причем женщины не пострадали.
Следующие
аналогичные события разыгрались в с. Сядемка.
5 июля 1929 г. в
ПП ОГПУ по ЦЧО сообщалось:
“29 июня в с.
Сядемка Заметчинского района к с/с собралось 400 чел. женщин, которые с криком
и бросаньем камней целый день лезли в с/с. Причина: уполномоченный по хлебозаготовкам
Пушкарев для личной беседы вызвал в с/с местное духовенство —
священников: Реморова И.Н., Сладкопевцева В.Я., диакона Влахоритинова П.И. и
псаломщика Тупикина А.Г. За отсутсвием их, послали к ним комиссию из крестьян
Шилина В.И., Силкина В.А., Шабалкина И.Я., Васюнина С.И. для отобрания
имущества за невыполнение хлебозагатовок. Комиссия с большими скандалами
забрали имущество у семей духовенства. По дороге к с/с на крики членов семей
собралось 50 женщин, которые подняли крик: а через 20 мин. их было уже 400
человек. Они врывались в здание с/с, требуя возвратить имущество. На
требованияе уйти, полетели кирпичи, причинив легкое ранение комсомольцу
Шибалкину и члену с/с Силкину.
Активные
участники: середнячка Евдокия Евполкина, середнячка Лошкарева Акулина Ивановна,
жена кулака-маслобойщика Широкова А.П., монашка Шилина Мария Ивановна и др.
Подозреваемая в бросании кирпичей середнячка Клепкова по кличке “Конарка”.
Следствие не велось. Духовенство и кулачество участие не принимали. Имущество
разделили: Пушкарев взял тулуп за 15 р. (а стоит 70 р.), гитару, скрипку,
комод. Якушев — председатель с/с шубу. Такое поведение
местных советских работников вызывает резкое недовольство крестьянства”
[22].
18-19 января
1930 г.:
“Из приговора.
Выездная сессия
Тамбовского окружного суда, председатель Марченко, народные заседатели Челушкин
и Солдатова. В с. Сядемка Заметченского района.
Обвинение
Сладкопевцева Василия Яковлевича, 63 года, священник с. Сядемка; Рымарева (Ремарова?)
Игоря Николоевича, 22 года, сын священника, священник с. Сядемка с 1927 г.,
окончил школу 2-й степени, 1924 г. служил счетоводом. Першина Анна Алексеевна,
55 лет, монашка с малого возраста, имеет избу в с.Сядемка. Чубрин Яков Дмитриевич,
44 г., за невыполнение хлебозаготовок лишен имущества, бывший лесопромышленник
и владелец ветряной мельницы.
Ламеев Василий
Иванович, 60 лет, член церковного совета, бедняк. Широкова Анна Петровна,45 л.,
имущество изъято, замужем, имела маслобойку.
В с. Сядемка из
3 тыс. человек 1600 человек неграмотны. Имеется 2 священника, 2 псаломщика, 60 монашек
и лишенцев ок.100 человек [...] все проводимые кампании проводились не без
влияния попов, задерживались хлебозаготовки, с. Сядемка отказалось от коллективизации. Сладкопевцев и Ремаров 29 июня 1929 г., используя момент,
когда у них изъяли имущество за хлебозаготовки, возбудили массу населения...
Женщины 400 чел. освободили их имущество из под ареста. Вечером совещались с
Ремаровым, Сладкопевцевым и псаломщиком, хотя они называли это разговорм на
религиозную тему. В квартире Сладкопевцева оказалось ряд лозунгов, написанных
гвоздем и углями на стенах и на полу, угрожающего характера
[23]. Ремаров,
находясь в с/с, заявил председателю протест, что нет свободы слова и печати. В
последнем слове на суде Сладкопевцев, а в особенности Ремаров, использовали
время для внушения верующим религиозных предрассудков. Чубрин всячески
возбуждал толпу против Советской власти, используя религиозные предрассудки
[...] угрожал председателю с/с [...] угрожал работникам СККОВ, которым передали
его мельницу [...] намеревался выбить комсомольцев за облажение его хлебным налогом.
Першина и
Широкова возбуждали толпу к требованию освободить попов, Широкова отнесла
записку председателю с/с о неаресте Сладкопевцева. Ломеев возбуждал толпу к
освобождению попов. Суд находит, что он может быть перевоспитан. В настоящее
время есть признаки его исправления под влиянием его сына, одного из активных
крестьян села.
Сладкопевцев
В.Я., Рымарева И.Н., Чубрина Я.Д
расстрелять.
Першина А.А.
строгая изоляция 7 лет с конфискацией имущества.
Широкову А.П.
строгая изоляция 5 лет без конфискации имущества, т. к. такового нет.
Ломееву 6 мес.
принудительных работ.
Широкову и Першину дополнительная мера ссылка сроком на 5
лет”
[24].
20 марта 1930 г. последовало определение Кассационной
коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР (председатель Гаймес, члены
Миничев и Сорокин), где говорилось: “Ввиду того, что в деяниях осужденных
отсутствуют признаки контрреволюционной агитации, Чубрину лишение свободы со
строгой изоляцией 5 лет с ссылкой в отдаленные места на 5 лет, Ремарову и
Сладкопевцеву ссылку в отдаленные места на 5 лет, Широкову и Першину лишению
свободы на 2 года, с последствиями по приговору. Ломееву оставить в силу
избранной судом меру социальной защиты”
[25].
Таковы документальные
сведения исповедничества новейшего времени, за которыми стоит подлинный
христианский подвиг новомученников. Неизвестно как сложился в дальнейшем их
крестный путь. Мы знаем только, что в 30-е годы, попавших в лагеря уже не
освобождали, а “накидывали” срок за сроком, так что многие просто не
выдерживали лагерного режима и умирали, а иных и расстреливали. Само нахождение
в этих лагерях было мученичеством. Да и могло ли быть иначе для этих людей,
которые не подклонились Ваалу в годину лютых гонений и смело взошли на свою
Голгофу, дабы спасти безсмертную душу. Здесь представлены только несколько
разных по своей типологии “Дел”, а сколько было таких “Дел” по всей Руси и
сколько теперь новых молитвенников на Небе, взывающих ко Христу: “Господи,
спаси и помилуй верных чад Твоих и Отечество наше земное”!
[1] Публикацию по материалам методического кабинета Центра православной культуры г. Тамбова подготовили Левин О.Ю., Просветов Р.Ю.
[2] ГАТО, ф.Р-659, оп.8, д. 47, л. 5.
[3] Даже вырытая, по видимому, для уединения на молитву землянка представляла вид имущества для советских властей! — Прим. сост.
[4] Там же, лл. 5-6.
[5] Там же, лл. 10-13.
[6] Там же.
[7] Это лишний раз подтверждает ту любовь и уважение среди односельчан, которой пользовался о. Петр. — Прим. сост.
[8] ГАТО, ф. Р-659, оп. 8, д. 76, лл. 7-8.
[9] Там же, л. 10.
[10] ГАТО, ф. Р-2731, оп. 2, д. 72, л. 1-2.
[11] ГАТО, ф. Р-2731, оп. 2, д. 72, л. 4.
[12] ЦДНИТО, ф. 855, оп. 1, д. 19, л. 260.
[13] ГАТО, ф. Р-659, оп. 8, д. 35, л. 6.
[14] Там же, л. 9.
[15] ГАТО, ф. Р-659, оп. 8, д. 56, л. 19.
[16] Там же, лл. 28-29.
[17] ГАТО, ф. Р-659, оп. 5, д. 3, л. 136.
[18] ЦДНИТО, ф. 855, оп. 1, д. 19, л. 172.
[19] ГАТО, ф. Р-524, оп. 2, д. 1308, л. 1.
[20] Там же, л. 29.
[21] Там же, л. 54.
[22] ЦДНИТО, ф. 855, оп. 1, д. 19, л. 126.
[23] Вероятно выдежки из Священного Писания — прим. сост.
[24] ГАТО, ф. Р-659, оп. 8, д. 74, л. 9.
[25] Там же, л. 48.