Подвижники благочестия
Мирская печальница - Александра Даниловна Аристова
(По материалам Тамбовской печати нач. XX в.)

Сокровища духа
Из переписки преп. Амвросия Оптинского
"Тамбовские Епархиальные Ведомости" № 45 (6 ноября) 1904 г.

Тамбовский проповедник
Поучение в неделю о Закхее
Священник Василий Тигров.
Тамбовские Епархиальные Ведомости № 7 (14 февраля) 1904 года


Новомученики и исповедники
Шацкие новомученики
Протоиерей Валентин Петрович Ястребцев
Воспоминания исцеленных по молитвам о. Валентина

Документальные свидетельства прошлого
Из "Сборника чудес иеромонаха Серафима за 1890 г."

Возрождение церковной жизни
(голос мирянина)
Тамбовские Епархиальные Ведомости № 1 (1 января)1906 г



"Царство Твое, царство всех веков,
и владычество Твое во всяком роде и роде"
(Пс. 114)

Дорогой читатель!

Ты держишь в руках первый номер краеведческого сборника. В нем мы хотели бы собрать все, что касается истории православия в нашем крае. Мы хотим рассказать о наших святынях и подвижниках, о пастырях и благочестивых мирянах, о благотворителях, храмостроителях, монастырях, гонениях на веру и о жизни Церкви в период господства безбожников.

Однако, рассказывая о православии, мы вовсе не собираемся ограничиваться только сугубо религиозными вопросами. Мы убеждены в том, что православная вера оказала огромное влияние на все стороны жизни российского общества и всегда играла решающую роль в формировании мировоззрения русского человека. Показать как это происходило и в чем это выражалось - другая задача сборника. Поэтому, мы также будем, по мере возможности, освящать и иные страницы истории нашего края.

 

Подвижники благочестия

Мирская печальница - Александра Даниловна Аристова

(По материалам Тамбовской печати нач. XX в.)

Едва ли сейчас в Тамбове помнят имя матушки Александры Аристовой. Годы безбожия вытравили из нашей памяти само понятие о вере, а вместе с ней и о подвижниках веры. Матушку Александру называли мирской печальницей. Всякому скорбящему, терпящему беду, находящемуся в унынии она спешила оказать помощь. Это было делом ее жизни.

Родилась она в семье приходского священника в первой трети XIX века (точная дата ее рождения неизвестна). Отец Александры умер, когда она была еще маленькой. По обычаям того времени за детьми умершего клирика закреплялось его место. Александра рано, в 16 лет, вышла замуж. Будущий ее муж, молодой богобоязненный семинарист, собирался в монастырь и спросил на этот счет совета у своего дяди. Тот посоветовал ему жениться. Прибывая в нерешительности, молодой человек во всем положился на волю Божию и стал молиться о том, чтобы Господь указал ему как поступить. И вот видит он сон, в котором было все изображено так, как во время его будущего сватовства к Александре Даниловне.

Муж матушки Александры стал священником и занял в приходе место ее отца. В 38 лет Александра Даниловна овдовела и осталась одна с сыном и двумя дочерьми. Однако они уже были каждый на своем месте: сын учился в духовном училище, дочери - в Епархиальном женском училище. Матушка раздала все имущество свое нищим и стала странствовать по святым местам. Когда у сына были каникулы, она брала его с собой. Окончив училище, он поступил в семинарию и во время каникул уже самостоятельно отправлялся в паломничество. Семинарию закончил по I-му разряду и вскоре удалился на Афон, где впоследствии принял монашество и схиму. Две дочери матушки умерли. Таким образом, у нее не осталось ничего, что связывало бы ее в этом мире и она всецело посвятила свою жизнь служению Богу.

Матушка Александра сняла комнату в Вознесенском девичьем монастыре г. Тамбова, но здесь только ночевала и, впрочем, никогда не имела намерения принять постриг. Когда ее спрашивали: "Почему?", - отвечала: "Мне некогда, дел очень много".

Что же это были за дела? Чтобы понять это, достаточно описать только один день ее жизни. Вставала она рано, шла к ранней литургии, затем к поздней в собор или в Казанский монастырь. После окончания служб, посещала болящих и скорбящих. Многих спасала она от пьянства, подбирала их, вытрезвляла их, одевала, обувала и определяла на место; отучала от курения, обращала неверных. Для этого ей со склада Богородичного братства выдавали ежемесячно на 3 руб. денег иконки, брошюрки, разные картинки с изображением священных событий. Ее прозвали миссионершей. Тогдашний епископ Иероним, узнав о ее деятельности, вызвал матушку к себе, благодарил за труды, преподал ей свое благословение, подарил образ Спасителя в серебряном окладе и Евангелие.

Для того, чтобы помочь бедным она специально нанималась в различные работы, а весь заработок раздавала нуждающимся. Ее почитатели также давали ей деньги. Иной раз в день у нее набиралась крупная сумма. Но матушка тут же все раздавала и ни копейки не оставляя для себя. Нередко сама ходила без чулок и калош, которые отдавала тем, кто в этом более нуждался. О ее бескорыстии свидетельствует такой случай. Однажды матушку посетила в ее келье знакомая монахиня, ей понравилось Евангелие, подаренное епископом Иеронимом, заметив это, матушка Александра тут же отдала ей Евангелие, хотя очень дорожила этим подарком. Очень проста обстановка ее келии: кровать, стол, два стула и много икон в переднем углу.

Приходя в гости к каким-либо знакомым и видя как они погрузившись в мирскую суету, редко задумываются о том, о чем должен думать каждый христианин: о покаянии, кончине, страшном суде. В таких случаях матушка начинала петь какие-нибудь духовные песнопения, потом доставала книжечку духовного содержания и заставляла прочесть, если отказывались за недостатком времени, говорила: "Да, что делать: работай, работай, а умирать не миновать". И так постепенно отвлекала человека от мирских забот и тот невольно задумывался о вечных вопросах. Такой же характер носили и ее беседы с молодыми людьми, которые потеряли веру в Бога. Ее простая, задушевная беседа сокрушала сердца молодых скептиков и многие возвращались на путь Истины.

Матушка Александра была молитвенницей и других всегда просила усиленно молиться, особенно о скоропостижно скончавшихся и самоубийцах. Речь ее была отрывиста и как многие подвижники она часто говорила в рифму. Вот некоторые ее высказывания: "Житейское море - у всех свое горе. Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду терпеть и я. Бранят в рай гонят, а хвалют - в ад пихают. Кто гордиться, тот никуда не годится. Некогда лежать, надобно бежать, в гробе полежу, тогда и отдохну". Внешне она выглядела так: красивое, доброе лицо, почти без морщин, с румянцем, волосы темные, немного с проседью, всегда с приятной улыбкой. Речь отрывистая, нередко загадочная, но всегда с оттенком задушевности, с улыбкой на устах. Одевалась всегда во все черное, но не по монашески, а на мирской фасон. Взор быстрый, проницательный. И вечно матушка чем-либо озабочена, вечно куда-либо спешит. Идет наскоро по улице. Доходит до биржи. Извозчики наперерыв предлагают ей свои услуги: замечено у них - с кем ездит "матушка", тот больше других выручает. Куда же едет "матушка"? Туда, где есть горе, или где быть ему... Муж запил, бьет или совсем бросил жену... Жена ушла от мужа и повелась с другим... Девушка потеряла себя, вступила на путь погибельный... Родители в детях несчастливы, не дается детям ученье... Вот что озабочивало "матушку". В такие и подобные семьи спешила она. До всех несчастных ей было дело. Всех скорбящих и озлобленных носила она в своем сердце, всем хотела чем либо помочь, подать во время поддержку, облегчение, утешение...

- Батюшка, - говорит она при встрече с священником, - помолитесь о блуднице Е., чтобы Господь направил ее на путь истины...

- Куда вы, матушка?

- Вот у NN дети экзамен завтра держать будут, помолитесь, чтобы Господь помог им и успокоил родителей.

Господь сподобил ее дара прозорливости. Так, за два года до своей кончины (в 1905 году) в гостях у своих знакомых носовых она часто плакала и когда ее спрашивали о чем, отвечала: "На разорение Москвы". Сон я видела и херувимскую такую во сне пела: "На разорение Москвы", так и называлась". В 1905 г. в Москве, на Красной Пресне разыгрались страшные события, унесшие не один десяток человеческих жизней. Одна из знакомых матушки поселилась в новой квартире и Александра Даниловна подарила ей по этому случаю икону Божией Матери "Неопалимая Купина" при этом сказала: "Думала, думала чего вам принесть и лучше ничего не нашла: вы прочтите акафист, а если времени не будет, так хоть молитву и сегодня же". Перед сном она прочитала молитву по совету Александры Даниловны, а утром уронила лампу, весь керосин разлился и воспламенился, но по милости Божией и по молитвам матушки удалось быстро потушить начавшийся пожар.

Есть свидетельства о силе молитв матушки Александры. Нервно-больной сын Носовых Аркадий Алексеевич, когда выходил "из себя", мог быть успокоен только матушкой. А в г. К-не М-ской губернии И.П. поссорился со своим приходским священником. Когда наступил Великий Пост И.П. говел. После исповеди, перед причастием он в церкви, при народе, просил прощения у священника, но тот даже не взглянул на него. Когда об этом узнала матушка (И.П. был родственником Носовых) сказала: "Ничего! На радость, на радость!". Через два дня она приносит книгу "Училище благочестия", находит в ней статью "Наказание ненавистнику", отмечает карандашом, вкладывает иконку и велит передать тому батюшке. Когда священник прочел указанную статью, заплакал, тут же пошел в лавку к И.П. и просил у него прощения. Сестра Н.С. Носовой, так же проживавшая в г. К-не М-ской губернии, заболела брюшным тифом. Н.С. вызвали к ней из Тамбова, но та приехать не смогла, а прислала иконку от Александры Даниловной, иконку повесили над кроватью больной и та вскоре выздоровела, хотя доктора думали, что умрет.

Предсказала матушка и свою кончину. Однажды она принесла одной из своих знакомых две картинки с изображением гробов и одну предложила ей, та отказалась, Александра Даниловна сказала: "А мне очень нравится и я себе возьму, она мне очень нужна, а впрочем вам еще не скоро". Умерла матушка 27 июля 1905 года. Перед смертью говорила, что во время похорон ее "будет жарко и много народа". Действительно так и было. Отпевали ее 29 июля в Варваринской церкви, похоронили на Успенском кладбище в фамильном склепе купцов Носовых.

 

Сокровища духа

Из переписки преп. Амвросия Оптинского

Юная и неопытная подвижница Юлия Васильевна!

Письмо твое от 23 августа получил, в котором описала ты свою жизнь, и настроения, и желания.

По немощи и недосугу отвечаю тебе вкратце: многие примеры показывают, что ежели кто желал прежде поступить в монастырь, а потом вступает в супружество, тех бывает жизнь самая бедственная и несчастная; у таких супруги бывают или пьяные или развратные или самые досадительные. В письме своем объясняешь, что с тобой много раз были болезненные припадки. Вероятно от двух причин - во-первых, от нераскаяния в детских грешках, о которых ты умалчиваешь по неведению, как сказано в псалмах - грехи юности и неведения; а во-вторых от досады и ненависти к родным. По твоей неопытности ты не могла рассудить, что родители по своим причинам не могли вдруг отпустить тебя в монастырь, так как ты очень молода и стремишься в монастырь со рвением и необдуманностью; а необдуманное рвение и настойчивость на своем не дадут покою и в монастыре. Теперь благовременно тебе обо всем здраво обсудить и прежде всего смириться и сознать свою вину, что была не терпелива и много сделала досады и родным и себе; а в Евангелии сказано: в терпении вашем стяжите души ваша. А в духовной жизни нетерпеливость хуже всего, как свидетельствует Иоанн Лествичник и самое дело показывает. Попроси у родителей прощения, что безвременно их беспокоила, может быть тогда и родители преклонятся на твою мысль, также и о Боголюбской обители рассмотри обстоятельства, будет-ли тебе по силам тамошняя жизнь, ежели поступить тебе туда вдруг и скоро. Поэтому лучше подождать и осмотреться и решиться на возможное и полезное.

Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

28 сент. 88 г.

Многогр. I. Амвросiй.

"Тамбовские Епархиальные Ведомости" № 45 (6 ноября) 1904 г.

 

Тамбовский проповедник

Поучение в неделю о Закхее

Иисус Христос шел по Иерихону. Его сопровождала многочисленная толпа народа. В народе был некто Закхей - начальник мытарей. Сей желал видеть Иисуса, но не мог за народом, потому что был мал ростом. Тогда он забежал вперед, влез на смоковницу и стал ожидать приближения Иисуса, чтобы видеть Его. Он, вероятно, слышал уже об Иисусе, о Его высоком учении, о Его великих чудесах и, сознавая себя великим грешником, не без смущения ожидал Его приближения. И вот он уже видит Лицо Божественного Учителя, видит Его кроткий, полный любви взор, обращенный вверх, слышит Его призывающий голос: Закхей сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лук. 19, 5). Какая неописуемая радость! Тот, видеть Которого, хотя бы издали, так горело желанием сердце Закхея, теперь у него в доме. Все видевшие это роптали, говоря, что Он, т. е. Иисус, вошел в дом грешника. Закхей же, став, сказал Господу: Господи, половину имения я отдам нищим и, если кого чем обидел, возвращу четверицею. Иисус сказал: днесь спасение дому сему бысть... Прииде бо Сын человечь взыскати и спасти погибшаго (Лук. 19, 9-10).

Грешник! Какой поучительный и утешительный урок для тебя в сем евангельском повествовании. Ты также с смущенною душею стоишь теперь, слушая сие слово, и размышляешь в сердце своем: как счастлив был Закхей, что удостоился лицезреть Самого Господа и принять Его в дом свой и слышать от Него сии слова: "днесь спасение дому сему бысть!" Но, не смущайся! Счастье сие и для тебя возможно и достижимо. Тебе даже большее обещано счастье, ибо сказано: блажени не видевшии и веровавшие (Иоан. 20, 29). - Ты желаешь видеть Иисуса Христа, ты желаешь Его видеть в доме своем, ты желаешь слышать от Него слово: "Днесь спасение дому твоему" - последуй за Закхеем. Закхей за толпою народа не мог видеть Иисуса и, чтобы видеть Его, он поднялся от земли на высокое дерево. Живя здесь на земле одною земною жизнью, идя безотчетно вслед за толпой, теряясь в сутолоке мирской сутеы, не можешь увидеть и ты Христа и, если ты желаешь зреть Его, тебе так же, как Закхею, нужно отделиться от толпы, подняться над землею, влезть на некое дерево. Это дерево, которое сулит прохладу и тень измученному путнику по знойной пустыне, это дерево, на вершине которого путник спасется от диких вепрей и с вершины которого чувствуешь себя так близко к небу, что можно видеть даже Господа - это дерево - храм. Итак, оставь шествие за толпой, оставь все земные привязанности, все житейские заботы и расчеты, иди - спеши сюда в храм Божий, возносись здесь духом своим к небу, имей горе твое сердце. И, если так же, как и Закхей, ты смущаешься при мысли о своих грехах, пролей слезы сокрушения и скажи в сердце своем: Господи я не достоин близ Тебя быть! О, как я желал бы лишь издали видеть тебя и наслаждаться твоим лицезрением! И если твои слова искренни, и в сердце твоем не осталось нечистых мыслей и желаний, верь, что близ тебя Господь. Взгляни тогда ты на лик Спасителя: ты увидишь, что Он смотрит на тебя с кротостью и любовью. Ты прежде как будто не замечал такого взгляда. И в сердце своем ты почувствуешь тогда разлившееся теплое чувство радости. Знай - это чувство радости сообщает тебе голос Христа: Он говорит тебе: се стою у двери сердца твоего и толку и, если отворишь дверь, войду к тебе и буду вечерять с тобою, и ты со Мною. Настает торжественная минута. Если ты прежде спешил в храм Божий, чтобы узреть Христа, теперь поспеши в дом сердца своего, чтобы отворить дверь и достойно встретить и принять Небесного Гостя. Пребудь же в беседе с Ним, чтобы и тебе вместе с Закхеем услышать глас: днесь спасение дому сему. Скажи тогда: Господи, я был вор и хищник, все имущество мое нажито неправедным путем, но отныне я возвращаю тем, кого обидел, четверицею. Я был жесток к бедным и нищим братьям своим, я не только не помогал им, но всегда злословил, осуждал их. Алчущие напрасно протягивали ко мне руки за куском хлеба, нагие напрасно просили у меня одежды, бедные напрасно искали моей помощи - я гнал их и смеялся на ними. Ныне же буду с состраданием смотреть на всех бедных и несчастных, утешать всех страждущих и печальных и помогать им от своего имения. И если так твердо скажешь ты в сердце своем и положишь твердное намерение неизменно следовать впредь сему принятому решению, то, поистине, услышишь голос: днесь спасение дому твоему. И в дальнейшей жизни своей ты будешь чувствовать мир и покой в душе своей и всегдашнюю радость о Господе - это потому, что отныне ты живешь для Господа и в Господе, а где Господь, там покой и радость, - это будет свидетельством того, что спасение твое действительно устрояется. Но может быть под гнетом сознания своей греховности ты приходишь в смущение и думаешь, что по твоим грехам для тебя нет уже надежды на спасение, да будут тогда тебе в утешение последние слова, сказанные Спасителем Закхею: Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Священник Василий Тигров.

Тамбовские Епархиальные Ведомости № 7 (14 февраля) 1904 года

 

Новомученики и исповедники

Шацкие новомученики

Осенью 1918 года в Шацком уезде вспыхнуло антибольшевистское восстание. Центром его стало село Конобеево. Именно отсюда 4 ноября начался поход большого отряда крестьян на Шацк. После того как восставшие заняли пригород Шацка Черную Слободу, к ним присоединились отряды крестьян северных волостей: Агишевской, Каверинской и других. Они с утра до вечера предпринимали отчаянные атаки на город, однако взять его не могли, так как защитники Соввласти были лучше вооружены и организованны, хотя их и было численно гораздо меньше. К вечеру 5 ноября, как одна, так и другая сторона получили подкрепление. Утром крестьяне возобновили атаки, на этот раз они добились больших успехов: был захвачен один автомобиль, а с наступлением ночи утомленные защитники готовились уже к сдаче города. Но в этот момент им на помощь пришел Тамбовский отряд, который прорвался к осажденным с севера через восставшие волости. У отряда была артиллерия, и достаточно было нескольких орудийных выстрелов, чтобы заставить отступить повстанцев. После разгрома восставших под Шацком, Тамбовский отряд предпринял карательный рейд по волостям уезда. Каратели считали, что одними из зачинщиков и подстрекателей выступили священники. Поэтому в ходе рейда расстреляли 6 священников. Имена некоторых из них нам известны. В с. Борки расстреляли настоятеля Никольской церкви о. Дмитрия Петропавловского. В это село каратели прибыли вечером 10 ноября. Остановились в доме о. Дмитрия, всю ночь пьянствовали, кто-то из крестьян слышал, как некоторые из карателей в пьяном угаре кричали: "Сегодня пьем, а завтра батька убьем". Крестьяне решили предупредить об этом батюшку, предложили ему уходить из села. Но о. Димитрий сказал: "Нет, я не уйду. Я ни в чем не виноват меня не за что убивать". Утром о. Димитрий вместе с еще 4-мя жителями села был расстрелян. Подобная трагедия повторилась и в с. Юрино, где убили благочинного 1-го Шацкого округа протоиерея Иоанна Островского. 7 ноября о. Иоанн отпевал в церкви крестьян погибших во время восстания. Недалеко от храма находился сельсовет, где в это время проходило собрание граждан села. Внезапно в село въехал отряд карателей следующий из Ниж. Мальцева в г. Шацк. Увидев толпу людей около сельсовета, отряд направился к ним. Командир спросил по какому поводу собрались. Но крестьяне настолько были запуганы, что ничего не ответили, а женщины в страхе побежали к храму, полагая, что там самое безопасное место. За ними последовало и несколько карателей. Подойдя к храму и услышав, что там кого-то отпевают, спросили кого, а узнав, что повстанцев со словами: "Слишком большая честь для наших врагов - отпевание; собаке - собачья честь" вошли в храм. Здесь они потребовали прекращения отпевания и тут же стали бить нагайками членов причта. О. Благочинного прямо в облачении выгнали из храма, все время нанося ему удары нагайками. О. Иоанн спросил за что бьют, но те не обращали на его слова внимания. Сходя с паперти батюшка упал, поднялся и тут в него стали стрелять из револьверов, но ни одна пуля в него не попала. Один из верховых карателей, наблюдая всю эту картину сказал: "Я сейчас его убью". Он слез с лошади и одним выстрелом из револьвера убил о. Иоанна, который в это время находился у угла колокольни. В этот же день 4 жителя села под угрозой смерти прямо перед церковью зарыли тело батюшки. Закопали его в облачении, а в могилу бросили кадило.

7 ноября был убит настоятель церкви с. Агломазова о. Николай Пробатов. А 10 ноября в селе Чернояр красногвардейцы вместе с 22 жителями села расстреляли и настоятеля местной церкви о. Петра Кудрявцева. Спустя день, 11 ноября, в с. Песчанка был убит 73-х летний священник о. Иоанн Смирнов.

Имена этих пастырей начертаны в книге жизни и мы верим, что они наши молитвенники и ходатаи пред Господом.

 

Протоиерей Валентин Петрович Ястребцев

(1899-1988)

Отец Валентин Ястребцев родился в с. Вановье Моршанского уезда 1 апреля 1899 года. В памяти односельчан сохранилось предание, что купель, в которой крестили о. Валентина, когда он был младенцем, внезапно озарилась ослепительным солнечным светом. Все это заметили и кто-то сказал: "Ну этот ребенок особенный. Это что-то значит. Какое-то знамение свыше". В детстве у о. Валентина была любимая игра - он сдвигал стулья и говорил: "Это алтарь, сюда нельзя". Развернув платок, завязывал на груди - это была фелонь. К веревочке привязывал камушек - это было кадило. Помахивая этим "кадилом", он все время пел: "Слава Тебе Боже", "Господи, помилуй".

Учился в г. Шацке. До начала Гражданской войны успел закончить только два класса Тамбовской духовной семинарии. Об этом времени о. Валентин вспоминал: "Царица была немка и большое число министерских портфелей было в руках немцев. Вредительство было на каждом шагу. А царица тем временем со своей свитой обходила госпитали и проявляла к раненым жесты милосердия, дарила немцам золотую монету, а русским иконки. Живя в общежитии мы отказывались от чая и от 3-го блюда, жертвуя для нашей армии".

В 1918 году Валентина Петровича забрали в Красную Армию и до 1922 года он служил на Кавказе рядовым красноармейцем. После возвращения домой в 1924 г. был рукоположен во иереи и назначен в приход церкви с. Савинские Карпели (теперь Сосновский район). Здесь о. Валентин прослужил 5 лет (до 1929 года), когда был первый раз арестован и отправлен на 5 лет в ссылку в г. Мурманск (по другим сведениям на Соловки).

По возвращении из ссылки о. Валентин служил в церкви с. Чернояр Моршанского уезда. Но в 1937 г. последовал новый арест. Забирали осенью. Об этом событии его дочь Зоя вспоминала: "Подъехала черная машина к дому, папа держал меня на руках. Они ничего не объяснили, только приказали: "Ребенка отдай и с нами...". На этот раз батюшку приговорили к 8 годам лишения свободы с отбыванием срока исправительно-трудовых лагерях. Отбывал в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Работал на лесозаготовках. Однажды он упал и сильно ушиб ногу. Его перевели в госпиталь. После выздоровления оставили при госпитале санитаром. Там о. Валентин проработал до своего освобождения в 1943 году. Освободили досрочно, по инвалидности. Об этом времени он впоследствии вспоминал: "Я 11 лет работал по заданию Совета обороны возглавляемом Ежовым, потерял трудоспособность и в 1933 году был освобожден как инвалид.... Во время Великой Отечесвенной войны участник боев на трудовом фронте...".

По возвращению в Тамбов о. Валентин был назначен священником в с. Горюнки Сосновского района, но в 1947 г. был переведен в с. Новотомниково Моршанского района, где служил вплоть до своего ухода за штат в 1983 году.

За годы своего служения о. Валентин очень много сделал для восстановления храма, который являлся памятником архитектуры. Для его поддержания государство выделяло мало средств. И на это о. Валентин тратил свои личные сбережения. Так в 70-е годы он покупал песок и другие строительные материалы, чтобы укрепить край оврага на берегу которого стоял храм. А представителям власти в лице уполнамоченного писал (в 1978 году): "Вот, сидя в уютном кабинете, у вас все в розовом свете. Вас совершенно не интересует, как работают люди в таких тяжелых условиях. Вам только и снится побольше взять".

Батюшка отличался прямотой, не любил неправды и всячески боролся с проявлением ее не взирая на лица. В то сложное время он старался жить так, как ему велит его христианская совесть. В 50-е годы, несмотря на запреты властей, отслужив панихиду, он всегда сопровождал процессию с телом покойника до места погребения. А на неоднократные предупреждения властей отвечал: "Дайте письменное распоряжение, что Вы меня хотите превратить в антирелигиозного агититора".

Прихожане его очень любили. Новотомниковская Благовещенская церковь по количеству посетителей была одной из первых в районе. Он был, что называется, безотказным батюшкой. Если нечем было заплатить за требу никогда не настаивал, а тем кто к нему обращался за помощью всегда помогал чем мог.

Еще одна сторона его деятельности - это активное участие в борьбе за мир. И то была принципиальная позиция, а не дань времени. Взносы его в Фонд Мира были добровольны и регулярны. За это о. Валентин имел благодарность от правительства. А объясняя свою миротворческую деятельность, говорил: "С детства воспитан в любви к Родине, а поэтому вся моя долгая сознательная жизнь всегда побуждает сердечно служить Родине". И в участии в миротворческом движении он видел одну из форм выражения этой любви.

Показательный такой случай произошедший в 1962 году. В приход о. Валентина был назначен 2-й священник о. Стефан Золотницкий. Это был человек пожилого возраста, к тому же больной. И вот, в марте 1962 года, представитель администрации Колодин проводя ревизию доходов стал издеваться сначала над о. Валентином, заявляя, что тот скрыл часть дохода, а затем, поняв что запугивания на батюшку не действуют, пошел к о. Стефану. Тот оказался послабее и слова ревизора повергли его в состояние сильного ужаса, так что он не спал всю ночь, а утром ушел из дома и не возвращался до тех пор, пока Колодин не покинул село. Вся эта история настолько возмутила батюшку, что он тут же написал письмо уполномоченному, в котором, в частности, говорил: "Где и в каком законодательстве предусмотрено раскулачивание нищих, где найдете такого деспота, который бы облагал налогом намного превышающим доход? Кто дерзнет обреченного на голод заставить работать целый год?". Как видно из этих слов о. Валентин очень тяжело переживал бесправное положение духовенства в советском обществе. Развивая свою мысль, далее он писал: "Ведь мы теперь не миссионеры, а жалкие, порой трусливые хранители прошлого. У нас давно отняты вожжи, а заменены грубым ошейником".

О. Валентин, знавший как жила церковь в дореволюционное время и имевший возможность сравнивать, был очень огорчен тем положением, которое сложилась к концу 70-х - началу 80-х годов. Удручало его, что существует некоторая холодность в отношениях между архиереями и духовенством, сельским духовенством и городским, что нет единства между пастырями и паствой. Беспокоило его и то, что церковные обряды исполняются часто "без должного благоговения, только по традиции, внешне", что органы власти бесконца довольно бесцеремонно вмешиваются во внутреннии дела церкви.

Близкие вспоминали, что батюшка не вкушал мяса, был очень неприхотлив в быту, довольствовался малым, не любил никакой роскоши. Господь наделил о. Валентина даром экзорцизма (изгнания бесов). Родные его вспоминают, что отчитывать больных он стал еще до войны, вернувшись из первой ссылки. После войны, когда батюшка стал служить в Новотомниково к нему приезжало много больных. Приезд бесноватых о. Валентин предчувствовал. Начинало ломить кости, тело болело. Чаще приезжали постами, но некоторым он назначал особо. Приезжие жили в сторожке, для них готовили пищу, причем продукты покупались на деньги о. Валентина.

Последнии годы жизни о. Валентина были скорбными. Умерла жена, которую он очень любил и сильно тосковал по ней. Но служба в церкви и заботы о людях несколько рассеяли эту тоску. В 1983 году о. Валентин вышел за штат, однако оставлся почетным настоятелем. В храм вместо него был назначен молодой батюшка, который не взлюбил старца. В один из больших праздников о. Валентин во время литургии молился в алтаре. По окончанию литургии он хотел вместе с новым настоятелем отслужить праздничный молебен, но тот сказал: "Служить не допущу", чем доставил батюшке большое огорчение. Жалуясь уполнамоченному о. Валентин писал: "Инциндент произвел на меня страшное неизгладимое впечатление. Я потерял самообладание, вторые сутки не могу остановить рыдания....".

К батюшке приезжало много священников за советом и за духовной помощью. Один из них, о. Александр (Тараканов), посетивший о. Валентина незадолго до его смерти, рассказал такую историю. Когда он приехал в село и зашел к батюшке, тот очень обрадывался ему и сказал что месяца три назад ему явился бес и пригрозил: "За то, что ты мне столько досадил я сделаю так, чтобы к тебе после твоей смерти не приедет ни один священник. И похоронят тебя, не отпев". И действительно, проходит время и ни одного гостя-священника, хотя раньше почти каждый день кто-нибудь приезжал. Батюшка стал сильно беспокоится, думая, что слова злого духа уже начинают сбываться, но тут приехал о. Александр.

За несколько месяцев до своей смерти о. Валентин слег, редко вставал. Болей если они и были, он никак не показывал, только в последнюю ночь, когода боли усилились стонал, не спал. Потом боли вдруг прекратились и батюшка тихо умер, как уснул. Произошло это 17 марта 1988 года.

Воспоминания исцеленных по молитвам о. Валентина

Рудакова Нина Михайловна

Посещала протоиерея Ястребцева с 1979 года в связи с тяжелым заболеванием от которого о. Валентин исцелил меня совершенно, до такой степени, что в настоящее время я абсолютно здорова и совсем забыла о том, что когда-то так тяжело была больна. У меня была раковая опухаль женских органов. Врач Бутырская дала направление в стационар, она сказала, что мне надо срочно сделать операцию. 10 дней я сдавала анализы. Анализы были очень плохие, низкий гемоглобин. Я при шла в больницу, но мне сказали, что пока мест нет, просили придти через 2 дня. За эти 2 дня я решила съездить в Новотомниково к о. Валентину. О нем я случайно услышала от знакомых. Протоиерей Валентин сразу сказал, что операцию делать не надо, что это демонская болезнь, что она излечивается постом и молитвой. Сначала я не могла заходить в храм в связи с сильным кровотечением. Но по мере того, как о. Валентин за меня молился, кровотечение становилось меньше и исчезло вскоре совсем. В пост съезжалось много людей из разных мест: из Москвы, Владимира, Тамбова даже с Украины приезжали, не говоря уже о близлежащих селах. Было человек 20-30. С понедельника по пятницу жили все у о. Валентина. После утренней молитвы, умывшись, принимали просфору со святой водой. Затем о. Валентин начинал молитву "Чин изгнания злых духов". Молился долго, часа 4-5.

Всякий раз прочитывал много молитв, всегда прочитывал один за другим 3 акафиста, псалмы, молитвы. Во время заклинательных молитв люди начинали выкрикивать что-то, обругивать о. Валентина, говорили в них какие-то злые, страшные голоса - голоса-бесы. "Что ты нас мучаешь, седой. Замучил нас, ох тошно. Когда ты сдохнешь. Старый, а силен. Все корни подрезал, выхожу. Куда мне выходить?". Иногда о. Валентин отвечал: "В бездну", и снова продалжал молиться. Утром моление продолжалось часов 4-5. Затем мы обедали. Немного отдыхали, а с 15 часов снова начиналось моление, если зимой, а летом позже в 17 часов. И снова молитва продалжалась часа 4, иногда и больше. После этого моления читались молитвы вечерние и ложились спать. Каждый получал по 3 подушечки небольших, на них спали. О. Валентин держал запасы продуктов для приезжих и кормили нас всех у него постной пищей: пшенный суп, картофель, огурцы, вермишель, чай, капуста, овощи и прочее.

Через несколько дней боль утихла, кровотечение прекратилось и я стала чувствовать себчя лучше. В субботу и воскресение о. Валентин никогда не совершал этих общих молитв за нас и в эти дни мы разъезжались по домам. В понедельник снова приезжали. И так весь пост. В течении всего поста о. Валентин совершал молитву за нас 2 раза в день. Вскоре у меня исчезли все симптомы болезни. Я почувствовала себя совершенно здоровой, и о. Валентин сказал: "Ты больше болеть не будешь".

Мой муж сильно выпивал, часто угрожал меня убить, кидался с топором. С 1978 г., после молитвы о. Валентина, он стал спокойнее, пить стал меньше и реже, иногда признавал свою вину, что нехорошо делает.

В настоящее мы живем спокойно, вражда, драки прекратились, пьянки больше нет. Муж стал носить крест, изредко ходит в храм, однажды хотел исповедываться, но венчеться пока не хочет.

Рябова Раиса Алексеевна

В 1980 г. появилась жгучая боль в груди, внутри как бы горело, жгло. Обезболивание помогало, но не надолго. Лекарства, лечение в больнице не помогло.

Помогли молитвы о. Валентина. В настоящее время (1998г.) самочувствие прекрасное, трудоспособна. Основная деятельность - во славу Божию и во спасение души (Работает в просфорне Покровской церкви - прим. сост.).

Белова Мария Константиновна

В 1985 г. о. Валентин, своими молитвами помог освободиться от тоски и болезни. Была боль в груди. Подозрение на злокачественную опухоль. Врачи предлагали операцию. О. Валентин не посоветывал делать операцию. Во время постов ездила к нему на молитву. В настоящее время здорова, трудоспособна.

Вера Трофимовна, уроженка с. Вановье, Моршанского района

Долгое время страдала душевной болезнью, все считали сумасшедшей. Лечилась в психбольнице, но безуспешно. После долгих мучений приведена была родственниками к о. Валентину. Этим и была спасена. Жена о. Валентина матушка Серафима Александровна оставила в своем доме помогать по хозяйству. После смерти матушки, приняла на себя все заботы по дому, приветливо встречала приезжавших людей, готовила для всех пищу, ночлег, всем рассказывала, как по молитвам о. Валентина Господь исцелил. Умерла через полгода после смерти о. Валентина.

Рогожина Елена, уроженка с. Карели

Инвалид детства, душевная болезнь, страх, беспокойство, тоска, слезы без причин. После молитв о. Валентина все симптомы душевной болезни исчезли. Полюбила молитву, храм, стала усердно читать Евангелие.

Жмаева Варвара Тихоновна, 1941 г. р., г. Тамбов

(умерла в 1991 г.)

У меня была диабетическая кома, я потеряла сознание, никого не узнавала, была в очень тяжелом состоянии несколько дней. Дочь моя поехала к о. Валентину. Он дал святой воды и сказал: "Торопитесь, каждая минута дорога, этой водой умой больную и постарайтесь, чтобы хоть каплю она проглотила, а я за нее буду молиться". От судорог рот был так сильно сжат, что разжать губы было невозможно, но как-то мои дети сумели все сделать, как сказал о. Валентин. Вскоре после этого поправилась.

Маленкова Ираида Васильевна

Через пять лет после смерти о. Валентина у меня заболела нога. Сначало были прыщи, потом слились в язву, потом появились трещины, из которых вытекала густая клейкая жидкость. Ощущался невыносимый зуд вокруг язвы. Врачи сказали, что это аллергия, выписывали лекарства и мази, но ничего не помогало. Нога распухла так, что уже невозможно было приспособить никакую обувь. Тогда я поехала на могилку к о. Валентину и просила его помолиться обо мне. И он помог. В тот же день утих зуд, а утром когда сняла бинты, увидела, что все трещины затянулись новой кожицей и все исчезло: краснота, опухоль, гной. На 2-й день я уже забыла, что болела нога - она приобрела совершенно нормальный вид.

Плотников Ивано Матвеевич, с. Чащино Мучкапский р-н

Лежал, не вставая. Врачи сказали, что долго не проживу. Был почти мертв, ничего не ел, истощен до того, что имел вид скелета, обтянутого кожей: лицо землистого цвета, ощущал страшные боли в области печени, ноги болели, не мог вставать, болела спина, тошнота, рвота. Когда привезли к о. Валентину, кричал, ругал его, плевал ему в лицо. Всего меня ломало, угрожал тем кто привез к о. Валентину. Батюшка крестил меня и говорил: "Ничего, ничего я тебе рога сломаю".

После молебна появился аппетит, стал понемногу принимать пищу, исчезла боль в суставах, в печени, стал вставать, сам молился. Раньше креститься не мог, пальцы сводила судорогой, какая-то страшная сила отводила пальцы и руку в обратную сторону, чтобы не дать возможности осенить себя крестом.

В 1977 году наступило почти полное выздоровление. Аппетит нормальный, вернулась трудоспособность, стал ходить, уже не лежал. Никакие болезни больше не тревожили. Теперь верующий. Посещаю храм, читаю Св. Писание, молюсь.

Козлова Зинаида Тимофеевна, с. Татаново

Работала много лет учительницей русского языка в Татановской СШ. Болезнь началась с желудка. Постоянная тошнота, рвота, потеря аппетита. Боль в желудке, истощение. Лечилась в больницах, даже в Ленинграде в медицинском институте, оттуда отвезли в бессознательном состоянии, думали, что безнадежна. О. Валентин помолился и вот результат: все симптомы болезни исчезли. Когда привезли к о. Валентину, при виде храма громко залаяла, потом рычала, обзывала о. Валентиена, кричала, плевала в него, говорила: "Ненавижу тебя, ты убиваешь меня, замучил ты меня седой". А он отвечал: "Ох, какой ты страшный". Стоило о. Валентину положить руку мне на голову, падала в обморок.

Вера Жерихина, г. Тамбов

Душевно больна. Мучила тоска, бессоница, головные боли, страх. Посетила о. Валентина в 1982 году, после его молитв нормализовался сон, исчезло чувство беспокойства, утихли головные боли.

Коршунов А.Е., г. Моршанск

Инженер-строитель. Приступы тяжелой душевной бодлезни довели до инвалидности. С 1978 года по молитвам о. Валентина состояние полностью улучшилось и вскоре полностью восстановилась работоспособность. В газету "Согласие" написал статью об о. Валентине. В 1998 году один построил церковь в с. Коршуновке.

Георгий Дубровин, с. Горелове, 1938 г. р.

Душевная болезнь, буйный, беспокойный. После молитв о. Валентина приступов болезни больше не было.

Рябова Зинаида Алексеевна, 1928 г. р., г. Тамбов

Боль в груди, тоска, бессоница, слабость. В 1979 году 3 раза была на отчитке у о. Валентина. Полностью исцелилась.

Воеводина Зинаида Тимофеевна, 1926 г. р., с. Татаново

Первый раз была у о. Валентина в 1970 году. С тех пор ездила к нему каждый пост. Лечилась у разных врачей, ставили разные диагнозы. Были сильные головные боли, рвота, обмороки, бессоница, раздражительность, судорожные состояния. Делали снимки головы, предлагали делать операцию, обследывалась в больницах им. Боткина, им. Бехтерева. Опытные врачи, верущие, говорили, что у меня не болезнь, а как говорят в народе "порчь". По молитвам о. Валентина исцелилась. На него лаяла и рычала. Ругала его, слышала изнутри голос: "Замучил ты меня, седой. Ты меня убиваешь. Ох, тошно. Помогите".

 

Документальные свидетельства прошлого

 

Из "Сборника чудес иеромонаха Серафима за 1890 г."

Вразумление В.В. Архангельскому. Тверь, 13 февраля 1873 г.

Жил с матерью в одном доме. Тяжелая болезнь (в течении 15 лет) лишила его состояния и дома. Вполне отчаялся и хулил имя Бога и Божией Матери. Святой Серафим явился матери незадолго до ее смерти (в 1872 г.), явился ей во сне в виде боголепного старца, среднего роста, с палочкой в руке, в худеньком кафтанишке и скуфейкой на голове. Говорил чтобы сын не отчаивался и не хулил Бога, а читал Божией Матери во время приступов отчаяния следующую молитву: "Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная Начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая". Сын читал молитву и вскоре выздоровел.

Исцеление Варвары Слюзовой от сумасшествия (сообщено духовником иеромонахом Нестором).

Видела сон, как бы к ней вошла ее мать и стала ограждать ее крестным знамением, говоря: "Батюшка отец Серафим исцели ее". А она говорит - в[е]рую - было это до 3 раз и проснулась здоровой.

Откровение о. Серафима о в Бозе почившем Государе Императоре Александре Николаевиче (сообщено игуменией Марией).

В 9-й день (9 марта 1881 г.) по кончине нашего Государя, видела во сне, что Старец Серафим, пришедше ко мне с матушкой Александрой (первоначальницей) и, пропев "Достойно", обратились ко мне и сказали так: "Не скорби о Государе, так Господу Саваофу угодно. Взгляните - он одесную Его" - и указал в направлении ко храму св. Николая, над которым на воздухе мы увидели Государя одесную Бога Саваофа, в короне, с державой и скипетром в руках. "Это страдание Государю было последнее и он одесную Бога Отца" - прибавил батюшка. "А теперь прощайте, нам назначено идти в собор". С этим батюшка ушел, в сопровождении матушки Александры. (Письмо из г. Венево от Надежды Васильевной Ромхнус).

Чудо о. Серафима в семействе Юковых (сообщено игуменией Марией).

Юковы жили в г. Темникове. Отец заболел в 1831 г. и был болен 1 год и 2 мес. В 1832 г. послали сына к о. Серафиму просить благословения, послали масло и ладану. О. Серафима много благодарил и звал к себе, прислал 4 свечки и ладану, говорил, чтобы скорее приезжал. Сын отвечал, что он болен. О. Серафим повторил, чтобы приехал в январе, 30-го он будет здоров. Отец стал собираться, его поднимали на простынях, 2 января умер о. Серафим, а 30 января отец, по назначению о. Серафима.

Мать была беременной, тяжело носила. Собрались в Саров за благословением о. Серафима. Когда она пришла к нему просила молитв и благословения, он ответил: "Поезжай домой и служи молебен св. Иакову". Приехав домой, она разрешилась в день св. Иакова и сына назвали Яковом.

Больная старушка Екатерина Абрамовна Сиповская страдала несколько лет от болезни и находилась при совершенном упадке сил в постели. Видела не во сне, почти наяву согбенного старца в скуфеечке и белом балахончике. Он сказал ей: "Терпи до конца" и показал ей на стенные часы, стрелки которых показывали 11 часов, потом скрылся. Екатерине Абрамовне показали портрет о. Серафима и она узнала в нем старичка ей явившегося. Умерла она 29 августа в 11 ч. утра.

 

Возрождение церковной жизни

(голос мирянина)

Преосвященный Владыко!

В минуты, которые мы переживаем, мне естественно, согласно моим воззрениям, обратиться к Главе своей местной Церкви. Мне кажется, что к этому центру должны были бы стекаться выражения чувств и мыслей членов таких церквей, если бы последние были у нас живыми союзами. Архипастырская мудрость Предстоятелей в сознании их ответственности должны была бы затем выбирать из этих обращений годное для применения в жизни.

Наша старая Русь отжила. Многие этому радуются, нам это грустно. Я думаю, что главная причина слабости падающего строя заключается в самомнении бюрократического самодержавия, которое считало полезным, удобным и возможным не допускать к жизни всякие организованные общественные союзы.

Говоря об общественных союзах, я разумею прежде всего несравненно важнейший между ними: Церковь. Поразительно до чего утратилось у нас сознание о нашей принадлежности к такому общественному союзу, как Церковь. Личная религиозность, несомненно, весьма распространена, но то единение, о котором молил в первосвященнической молитве Спаситель и которое первоначальная Церковь ставила себе целью, для нас чуждо и в жизни и в представлении. Церковь у нас несомненно правительственное ведомство и при том одно из наиболее бесплодных. Но в этой пустыне завален источник живой воды и всеми силами необходимо расчистить ему русло.

Наша православная Церковь есть общество организованное, в котором каждый член имеет свое место. Несомненно первая ответственность за ход жизни в Церкви лежит на иерархии. В продолжении двух веков она отвыкла от сознания своей ответственности, хотя и не имела права от этой ответственности отказываться. В руководительстве церковной жизнью она (в общем) заменила принцип своей ответственности принципом послушания. При этом замена эта состоялась при наименьших к тому нравственных основаниях. Послушание проявлялось не к законной (хотя тоже не безошибочной и не окончательной) власти церковного собора, а к внешней для Церкви, хотя бы и родственной, светской власти. Синод, ведь, никогда не был органом церковного собора и не возводил к нему источник своей власти.

В настоящее время для обновления на правильных православных основах церковной жизни нам необходимо авторитетное руководство иерархии, а то церковное дело или заглохнет к нашей православной гибели, или оно попадет в руки, к тому не призванные. Мне представляется, что и для нашей местности нам необходимо собраться по зову своего архипастыря и слышать его слово. Живая Церковь не может существовать без живого общения пастыря с паствою. Я знаю, что при наших епархиях это требование невыполнимо, но можно все таки делать более, чем делается теперь. При настоящих условиях желательно было бы, я думаю, чтобы настоятели храмов и представители приходских обществ (пока может быть церковные старосты) собирались в соборном храме уездного города и чтобы Ваше Преосвященство возбудили их внимание к нынешнему положению отечественной Церкви и, по возможности, дали соответствующее направление их мыслям по этому предмету. Со своей стороны высказанные ими суждения дали бы Вашему Преосвященству материал для соображений по дальнейшему направлению дела. Получив руководственные указания своего архипастыря, уездные собрания могли бы приступить к выбору своих представителей в епархиальный собор. Думаю, что такое общение с архипастырем до выборов предупредило бы выставление необдуманных или несоответствующих требований и повело бы к более сознательному отношению к истинной церковной стороне вопроса. Уездные собрания под руководительством архиерея мне представляются отдельными от выборных.

Я знаю, насколько целесообразен предлагаемый мною способ действия (в больших затруднениях я не сомневаюсь, но без большого труда и решимости нельзя предпринимать большого дела), но основная мысль: необходимость личного общения архипастыря с пасомыми - неоспорима; может быть найдутся и другие пути.

На нашем земском собрании мне пришлось высказаться за отклонение ходатайства о предоставлении церковно-приходских школ в руки земства. С чувством страха пришлось мне выслушать после того упрек некоторых гласных из крестьян; раздражение их выразилось очень сильно.

Испрашивая архипастырского Вашего благословения, остаюсь с глубоким уважением Вашего Преосвященства
всепреданнейший

П. М-в.

Тамбовские Епархиальные Ведомости № 1 (1 января)1906 г.


Востребовано: .
Наш электронный адрес: centr@orthodox.tstu.ru.