Преподобный Матфей Черниевский
           На начало    На следующую


          Где родился и откуда был родом преподобный Матфей неизвестно. Предание называло его Донцом (по одному из свидетельств, правда, местные жители звали его Черногорец). Связано ли это с его происхождением или какими-либо обстоятельствами жизни ныне сказать трудно. В правление Царя и Великого Князя Ивана Васильевича черный поп (т.е. иеромонах) Матфей на берегу реки Цны в Шацком уезде "по благословению владыки Леонида Рязанского, поставил церковь Николу чудотворца нову и опщинку монастырскую устроил, монастырь огородил и кельи поставил". И хотя имелось известие, что на месте появившейся обители "стояла церковь Никола чудотворец без петья ветха много лет" и, по местным рассказам, здесь некогда спасались три подвижника, пришедшие с юга, настоящая история Николаевского Черниева монастыря началась именно с прихода сюда старца Матфея в 1573 году.

          Уже в первое время он "крестил мордвы 15 душ с женами и с детьми, а иная деи мордва – хотят креститися". Миссионерское дело продолжалось и позже. Причем в этом служении Черниевский настоятель действовал, как говорилось в старинных актах, "подговором и лебезно", т.е. проповедью и добрым отношением к местному языческому населению. "С того времени, – писал историк Тамбовского края И.И.Дубасов, – в глухой мордовско-мещерской стороне постепенно стали возникать, во славу Божию, многие сельские храмы – строенье причтов и прихожан. Те храмы все до одного были деревянные, из облого лесу, бедные облачением и всею утварью, но они нравственно богаты были, как средоточие местного зачинавшегося православия, славны были влиянием истинно-христианского света на окружавшую их былую тьму...".

          Конечно, начинания старца Матфея не могли не встретить противодействия, которое нередко превращалось в разбои. В царских грамотах, посланных в ответ на челобитье старца, говорилось: "... а которая мордва не крещена, и они деи им чинят пакость великую и хотят церковь осквернити и монастырь разорити и их изогнати, лошади крадут и пчельник де у них со пчелами сожгли..."; "...татаровя... его старца Матвея с братью лают всякою неподобною лаею и служебников монастырских и крестьян бьют и похваляются всякими злыми делы и слугу монастырского Конанка Павлова хотят убить до смерти..." и повелевалось беречь обитель "от мордвы... и от сторонних людей", чтобы "монастырю б ни от кого ни в чем пакости не было".

          Первоначальная скудость материального положения и трудности служения не могли испугать о.Матфея. Талантливый управитель, он продолжал укреплять обитель. По челобитьям пустыни были пожалованы необходимые земли, сенные покосы и рыбные ловли, что позволяло не только содержать монастырь и проводить необходимое строительство, но в голодные годы открыть монастырские житницы для многочисленных нуждающихся.

          К сожалению, официальные документы ничего не говорят о внутренней духовной жизни обители. Последний раз старец Матфей упоминается в грамоте 20 января 1597 года. Из записи в монастырском синодике известно, что "первоначальник Матфей скончался Декабря 21; поживе лет 69; панихида по нем отправляется в Субботу пред Рождеством Христовым". Еще долгое время монастырь называли Матвеевой пустынью, что несомненно говорит о доброй памяти о первом его настоятеле у местных жителей.


           На начало    На следующую


        (C) 1998-2003, Центр Православной Культуры г.Тамбова
        (С) ТамбовЦНИТ, сектор РИТ ДО
        Партнеры: