Священномученик Кирилл, митр. Казанский
        На предыдущую страницу    На начало    На следующую


          Святитель Кирилл (в миру – Константин Илларионович Смирнов) родился 26 апреля (ст.ст.) 1863 года в Петербургской губернии. О его детских и юношеских годах известно немного. Вот лишь его собственные скупые воспоминания: "...Умственным взором моим я, как и сейчас, вижу ряды волнующихся молодых голов, в среде которых жил когда-то. Передо мною возстает прошедшая жизнь семинарская с ее интересами, волнениями, спорами и бурями... Несерьезные эти волнения, но воспоминания о них особенно приятны сердцу... занимали нас те вопросы, от которых волновались тогда мы... кого спросят на уроке и тому подобное по нашей жизни, нашему сердцу близкие, дорогие".

          По окончании семинарии и академии со степенью кандидата богословия, он был возведен в священнический сан и назначен гимназическим законоучителем. На протяжении 13 лет преподавательского труда сотни юных душ были вверены его попечительству. Отец Константин умел жить одними интересами со своими питомцами. И позже, будучи архиереем, говорил: "Юношество – это моя стихия, моя сфера... с которой я сроднился". В 1900 году его переместили к Троицкой кладбищенской церкви г.Кронштадта. Известно, что между ним и знаменитым Кронштадтским пастырем Иоанном существовали отношения особой духовной близости (перед своей кончиной Иоанн Кронштадтский просил, чтобы отпевал его именно епископ Кирилл). Здесь же ему пришлось пережить большое личное горе: умерли дочь и супруга. Вдовый священнослужитель принимает монашество (с именем Кирилл) и становится архимандритом. Его ожидало миссионерское поприще. Два года энергичный и деятельный архимандрит Кирилл возглавляет духовную миссию в Иране, где, помимо пастырского, раскрылся его административный талант. В короткое время миссия обзавелась необходимыми строениями, наладила издательскую, переводческую и просветительскую работу. В 1904 году Указом Св.Синода архимандриту Кириллу определено быть епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии. О своем новом назначении митрополит Кирилл вспоминал позже с улыбкой: "Когда меня назначили в Петербург викарием к Антонию, один человек говорит мне: "Вас, владыко, сюда назначили по росту, как в гвардию". Действительно, это был высокий, широкоплечий, располагающий к себе человек. Неподдельное уважение и любовь епископ Кирилл снискал в Петербурге среди простого люда. В одном из храмов удаленного от центра города рабочего квартала, Петербургский викарий проводил еженедельные собеседования, собиравшие много народа. Через несколько лет тут состоялись проводы владыки Кирилла на новую кафедру. Слезы провожавших гораздо красноречивее, чем подарки и прочувствованные речи, говорили о том, какими духовными нитями связан с ними архипастырь.

          Тамбовская епархия – место нового служения владыки – в начале ХХ в. Была одной из самых больших в России, В Тамбове епископа Кирилла ждал и почти месяц. Местная пресса, упреждая любопытство и слухи, сообщала: "Тамбовская епархия может радоваться. Бог послал ей одного из выдающихся иерархов – мудрых наставников, поборников правды Божией, творящих дело Господне со всяким усердием". Последующие годы показали истинность этого утверждения. Немало успел сделать святитель Кирилл для нашего края. Это открытие новых школ и духовных учебных заведений, строительство храмов, забота о монастырях и приютах, создание церковно-археологического Комитета и многое другое. Именно владыке Кириллу пришлось подъять труды по канонизации Питирима Тамбовского.

          Общительность, необыкновенная простота в обращении, родительская приветливость – качества, которые отмечали все, соприкасавшиеся с тамбовским архипастырем. По свидетельству современника, "вы, уходя от владыки, чувствуете какое-то особое нравственное успокоение и считаете себя первым счастливцем в мире сем". Очень часто архиепископ Кирилл совершал поездки по епархии. Ни усталость, ни трудность пути не могли помешать архиерею в общении с паствой. Однажды, по дороге в Тулиновский монастырь, при переправе через Цну экипаж владыки попал в занесенную снегом полынью. Неизвестно чем бы кончилась эта история, если бы не проезжавшие мимо крестьяне.

          В дни начавшейся войны святитель Кирилл явил образец жертвенного служения Родине. Патриотизм для него – это именно служение. "Слишком серьезное время переживаем мы, чтобы можно было думать о рукоплесканиях и потехах", – писал он, протестуя против неуемных ура-патриотических кличей. По его инициативе организуются сборы средств на нужды фронта, лазареты при монастырях для больных и раненых воинов, приюты для детей, лишившихся родителей, комитет помощи воинам, находящихся в плену, и так далее. Сам владыка был частым и желанным гостем в больничных корпусах. Кафедральный город бывшего начальника Урмийской миссии заменил родину беженцам-христианам из Ирана.


            Священномученик Кирилл, митрополит Казанский


          События февраля/марта 1917 года застали архиепископа Кирилла в Тамбове. "...Если не удержимся от глумлений над своим прошлым, – предупреждал он с амвона Преображенского собора, – то напишем такую первую страницу своей истории, которые следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории...". Слова эти оказались пророческими.

          Активное участие принял тамбовский архиепископ в работе Поместного собора Русской Православной Церкви, заседания которого с перерывами проходили с августа 1917 по сентябрь 1918 года. Постановлением Патриарха Тихона и Св.Синода он становился митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским, но из-за невозможности ввиду военных действий прибыть к месту служения, назначается в Казань.

          Дальнейшая его жизнь – это сменяющие друг друга тюремные заключения и ссылки. Маршруты этапных "путешествий" митрополита прошли через Русский Север и Сибирь.

          После похорон святейшего Патриарха Тихона, в апреле 1925 года, было вскрыто его завещательное распоряжение. В нем говорилось: "В случае Нашей кончины Наши патриаршие права и обязанности, до законного выбор нового Патриарха, предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу (Смирнову)...". Но находившийся в ссылке митрополит Кирилл не мог вступить в права патриаршего местоблюстителя. Авторитетнейший иерарх Русской Церкви, не пожелавший идти духовные компромиссы, был под особым надзором "власть предержащих". Ввиду отсутствия возможности открытых выборов Патриарха, в 1926 году решено было собрать письменные мнения епископов по этому вопросу. 72 архиерея прислали свои отклики в поддержку митрополита Кирилла. Но последовавшие аресты участников инициативной группы и других архиереев сделали невозможным такое избрание.

          Несмотря на удаленность и изоляцию от активной церковной жизни, митрополит Кирилл старался все же влиять на ход событий. Он открыто выступил против нового курса митрополита Сергия, получившего в это время высшую церковную власть. В письмах и обращениях, адресованных иерархам и мирянам, он обосновывает каноничность занимаемой им позиции, за что сначала последовало "увольнение на покой", а позже "меры церковного прещения", дополнявшие государственно-административное воздействие.

          С 1934 года старец-митрополит находился в своей последней ссылке в Казахстане. Здесь ему предъявили обвинение в создании "центра подпольной церковной антисоветской организации". 19 ноября 1937 года постановлением "тройки" при УНКВД по Южно-Казахстанской области митрополит Кирилл был приговорен к расстрелу. На следующий день, 20 ноября, приговор привели в исполнение.

          Быть может, восходя на свою Голгофу, святитель Русской Церкви вспомнил слова апостола Иоанна: "Любовь познали мы в том, что Господь положил за нас душу Свою. И мы должны полагать души свои за братьев" (1Иоанн. 3,16).


        На предыдущую страницу    На начало    На следующую


        (C) 1998-2003, Центр Православной Культуры г.Тамбова
        (С) ТамбовЦНИТ, сектор РИТ ДО
        Партнеры: