Игумения Антония (Аносова)
        На предыдущую страницу    На начало    На следующую


          Родилась игуменья Антония (в миру Анна Михайловна Аносова) в 1836 г. и происхо-дила из тамбовской купеческой семьи, представители которой за крупную благотворитель-ную деятельность награждены званием Потомственных Почетных Граждан города Тамбова. Воспитанная в патриархальных русских традициях, она с детства отличалась скромностью, кротостью и полным отсутствием интереса к светским развлечениям.

          На склад ее характера и всего духовного облика, несомненно, имели большое влияние ее родные тетки, монахини Вознесенского монастыря Мария и Степанида Аносовы, к памя-ти которых Антония всю жизнь относилась с особой любовью и благодарностью. Келья этих монахинь была любимым местом пребывания будущей игуменьи. Частые посещения родственниц рано сблизили Анну с монастырем, дали возможность присмотреться к его по-рядкам и обычаям и таким образом укрепляли ее склонность к иноческой жизни. С возрас-том Анна Михайловна стала открыто говорить о том, что хочет покинуть мир и поступить в число сестер Вознесенской обители. В мае 1855 г., простившись с родными, на девятнадца-том году жизни она поступила в монастырь.

          По благословению игуменьи Евгении юная послушница поселилась в келье своей тет-ки Марии, напротив алтаря теплого храма. Скромная и тихая от природы, она очень скоро освоилась с общим строем монастырской жизни. Самым важным для себя делом считала аккуратное посещение всех церковных служб, стараясь прийти в храм раньше других. Дли-тельные богослужения не казались ей тягостными. Свой досуг Анна Михайловна заполняла чтением духовных книг, рукоделием - шила шелками, вышивала гладью. Немалое время от-водилось на келейное правило и чтение Псалтири. При этом с первых дней иночества она при всяком удобном случае предавалась молитве, не ограничиваясь положенным монаше-ским правилом.

          Анна Михайловна любила посещать монастыри, поклоняясь мощам святых угодников Божьих и другим святыням. Неразлучной спутницей во всех этих паломничествах была ее двоюродная сестра монахиня Маргарита (в миру Екатерина Андреевна Сорокина). Эти (почти ежегодные) поездки по святым местам представляли Анне Михайловне возможность общаться с духовными людьми, наблюдать порядок и внутренний строй известных своим благочестием монастырей и таким образом обогащали ее различными полезными сведения-ми, которые впоследствии она использовала при управлении монастырем.

          Неизгладимый след оставило в душе инокини общение с Антонием, епископом Орен-бургским и Уральским, и Серафимом, епископом Смоленским. Преосвященный Антоний был уволен на покой по каким-то неприятностям в своей епархии и с 1866 г. проживал на покое в Трегуляевском монастыре, где много терпел от неучтивости братии и от скудости содержания. Послушница Анна вместе с сестрой монахиней Маргаритой часто посещали епископа в его изгнании, утешали и снабжали различной провизией. Такое теплое отноше-ние к нему чужих людей до слез трогало владыку и значительно смягчало скорбное пребы-вание в монастыре. В 1870 г. Преосвященный Антоний был переведен в Смоленск, где ему было предоставлено помещение в архиерейских покоях. Окруженный заботой своего друга и благодетеля, товарища по академии епископа Серафима, он безмятежно провел здесь ос-таток своих дней (+23.12.1872).

          По представлению игуменьи Дорофеи, в 1876 г. рясофорную послушницу Анну по-стригли в мантию с именем Антонии, в честь преп. Антония Киево-Печерского. Новопо-стриженная монахиня стала еще серьезнее и сосредоточеннее: неопустительное посещение всех церковных служб, своевременное вычитывание положенных по уставу молитвенных правил стало для нее потребностью души.

          По смерти в 1885 г. игуменьи монастыря Дорофея, взоры всех сестер тотчас обрати-лись на монахиню Антонию. Тамбовское епархиальное начальство в лице Преосвященного Палладия действительно признало монахиню Антонию достойной преемницей игуменьи Дорофеи. Антония вместе с сестрой Маргаритой прибыла в Санкт-Петербург, где 9-го мая, в день перенесения мощей св. Николая Чудотворца состоялось ее возведение в сан игуменьи. Спустя много лет, вспоминая прошлое, игуменья всегда отмечала свою радость по поводу посвящения вдали от своего монастыря. Это избавляло от суеты и хлопот, связанных с приемом многочисленных поздравителей, и давало возможность с полной сосредоточенно-стью приступить к этому важному моменту.

          С первых же дней своего настоятельства игуменья Антония с огромной энергией взя-лась за внешнее благоустройство монастыря, который наружным видом построек произво-дил впечатление скудости и убожества. В разное время выстроены несколько подсобных корпусов и новая двухэтажная каменная просфорная со всеми необходимыми приспособле-ниями (позже просфоры Вознесенского монастыря стали считаться одними из лучших в Тамбове). Бывший приют для девочек, вмещавший от десяти до семнадцати детей, обучаю-щихся грамоте и рукоделию, стараниями игуменьи Антонии преобразовали в Свято-Ольгинскую школу, где могли жить до 100 учениц и обучаться до 150. Игуменья стала попе-чительницей школы и относилась к своим воспитанницам по-матерински. По свидетельству работников школы, не проходило дня, чтобы игуменья Антония не зашла в свой близкий сердцу питомник. Дети видели ее в школе в любое время - и на молитве, и во время обеда и ужина, и даже в часы классных занятий.

          Особой заботой настоятельницы стало благоустроение монастырских храмов: в 1889-1890гг. распространена ставшая тесной и душной теплая Скорбященская церковь; к 1907г. перестроена Вознесенская; обновлены внутреннее убранство и храмовые росписи.

          По внутреннему устройству Вознесенский монастырь принадлежал к числу своекошт-ных, - сестры жили отдельными семьями по 5-8 человек и вели свое хозяйство, в мелочи их келейного быта никто не вникал. Антония решила начать переход своего монастыря к об-щежительному типу. Для этого был построен трехэтажный каменный корпус с домовою церковью преподобного Антония Печерского. Вообще, трудно просто перечислить все по-стройки, сделанные в монастыре трудами настоятельницы. Эти труды и широкая благотво-рительная деятельность были отмечены многочисленными наградами, в том числе весьма редкими.

          В 1909 г., когда игуменье Антонии была пожалована золотая медаль с бриллиантовы-ми украшениями, старшая учительница Свято-Ольгинской школы, С.П. Гавриловская, сама выпускница школы, приветствовала матушку: "Приняв нас в свою школу, Вы включили нас как бы в свою родственную семью. Вы, как снисходительная и добрая мать, старались скра-сить подчас далеко не легкую службу нашу мелкими заботами и теплым участием. Частые Ваши посещения много вносили тепла и света в наш школьный мирок: Вас тесным кольцом окружали дети, лица их сияли: Припоминаются наши вечерние молитвы, во время которых наша школьная семья не раз замечала, как поднимался занавес в окне соседней келии и как родная, заботливая рука истовым крестным знамением осеняла свое любимое детище - школу.

          Время идет: Слабеют Ваши силы, но: Вы по-прежнему с материнской заботливо-стью входите во все мелочи школьной жизни: И вот сегодня благодарная Вам Свято-Ольгинская школа: приветствует Вас с великой милостью; все мы хотим сказать Вам, что наши сердца полны радости и гордости за Царское отличие своей дорогой попечительницы, что велика наша духовная связь с Вами и что на страницах школьной летописи Ваше имя и Ваши труды будут начертаны золотыми буквами".

          Вскоре после торжества здоровье Антонии сильно ухудшилось. Осознав приближение кончины, она стала готовиться к смерти и делать последние распоряжения. 5-го декабря Ан-тонию посетил Преосвященнейший владыка Кирилл. Своим ласковым, приветливым обра-щением, обещанием молиться за нее и исполнить все возможное по ее желанию архипас-тырь весьма утешил умирающую.

          Утром 14-го декабря 1910 г. матушка Антония приобщилась Святых Таин, осеняя себя крестным знамением и беззвучно повторяя слова молитвы, а вечером того же дня мирно отошла ко Господу. Торжественное погребение игумении Антонии, 25 лет и семь месяцев руководившей обителью, собрало людей разных чинов, званий и положения: от простолю-дина до губернатора. Аккуратно ухоженная могила ее в Вознесенском монастыре долгое время служила зримым памятником любви к матери-настоятельнице.

          (По брошюре: Священник А.Цветаев, Настоятельница Тамбовского Вознесенского женского монастыря игумения Антония (Аносова). (Биографический очерк). Тамбов, 1911.)


        На предыдущую страницу    На начало    На следующую


        (C) 1998-2003, Центр Православной Культуры г.Тамбова
        (С) ТамбовЦНИТ, сектор РИТ ДО
        Партнеры: