Оглавление"Вечерняя песнь" - справочник - Псалмы Псалмы
Псалмы (от греч. - хвалебная песнь) - древнееврейские религиозные песнопения, составляющие Псалтирь. Тексты псалмов легли в основу музыкальных композиций различных видов. Псалмы перешли в христианское богослужение вместе с традицией исполнения в речитативной (псалмодической) манере с согласованием синтаксического и акцентного строения текста со структурой напева-псалмовых тонов (см. Псалмодия). В византийском богослужении псалмы, как правило, не пелись целиком; их тексты часто изменялись или служили источником для небиблейской поэзии. В западноевропейском хорале сохранялся канонический текст. Традиция одноголосного исполнения псалмов существовала до середин 2-го тысячелетия. В конце 15 века появились многоголосные псалмы. Наиболее простой техникой сочинения многоголосных псалмов был фобурдан с cantus firmus в сопрано (Италия, Франция, Испания) или теноре (Германия). Итальянские псалмовые композиции в соответствии с двухчастным строением стиха нередко исполнялись либо двумя хорами, либо соло и хором, иногда - в сопровождении инструментов (органа или лютней) . Полифонические композиции, главным образом в форме мотета, появились в 16 в.; вершинные достижения - в творчестве Жоскена Депре, О. Лассо, Т. Штольцера, Л. Зенфля. Наряду с практикой исполнения псалмов одним и двумя хорами в Италии возникла многохорная композиция (salmi spezzati у Дж. Габриели и К. Монтеверди). Включение инструментов (часто облигатных) привело в начfkt 17 в. к концертному типу изложения (salmi concertati). Псалмовые композиции в Англии известны под названием антемов. Многоголосные псалмы создали также Палестрина, Г. Шютц, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Б. Марчелло, Ф. Шуберт, ф. Мендельсон, ф. Лист, И. Брамс, М. Регер, А. Шёнберг, И. Ф. Стравинский, К. Пендерецкий и др.