Оглавление"Вечерняя песнь" - справочник - Церковные лады Церковные лады
Церковные лады, церковные тоны, григорианские лады, средневековые лады (лат. modi, toni; нем. Kirhentone; англ. church modes), - система монодических ладов средневековой церковной музыки (григорианского хорала). Названия и номера церковных ладов:
I тон - дорийский лад (первый автентический) II тон - гиподорийский лад (первый плагальный) III тон - фригийский лад (второй автентический) IV тон - гипофригийский лад (второй плагальный) V тон - лидийский.лад (третий автентический) VI тон - гиполидийский лад (третий плагальный) VII тон - миксолидиискии лад (четвёртый автентический) VIII тон - гипомиксолидийский лад (четвёртый плагальный)
Основные категории церковных ладов - финалис (конечный тон), амбитус (объём напева), реперкусса (тон повторения, псалмодирования).
Каждому церковному ладу свойственны определенные мелодические формулы, характерные для псалмодии (псалмовые тоны), - начальная (иниций), срединный каданс (медиация, или медианта), заключительные (финалисы или терминации).
По-видимому, в средневековой. музыке помимо церковных ладов всегда существовали и другие лады, однако они не учитывались музыкальной теорией, обобщавшей только материал церковный музыки. Лишь в трактате "Додекахорд" Глареана (1547) система церковных ладов пополнилась ладами, давно употреблявшимися на практике:
Впоследствии применялась и другая систематика церковных ладов (например, у Дж. Царлино, 1573, и М. Мерсенна 1-й тон с-с1). Следуя древней традиции, каждому церковному ладу приписывали свой выразительный характер (этос): так, дорийский часто характеризовали как лад серьёзный, торжественный. Интонированию в церковных ладах в целом присущи возвышенность, спокойствие, созерцательность; избегаются динамизм развития, напряжённость, интенсивность тонального тяготения.
Исторически церковные лады восходят к древнегреческим ладам. Порядок 8 церковных ладов точно совпадает с порядком следования древнегреческих с теми же наименованиями, но только взятыми в обратном направлении (в церковных ладах - снизу вверх в пределах 2-октавного диапазона совершенной системы а-А). Перемена наименований приходится на время анонимного трактата "Alia musica", приписывавшегося Хукбальду (9 в.; см. GS I, 125-47).
С развитием многоголосия на основе церковных ладов возникла модальная гармония средневековья и Возрождения. Многоголосный склад, хроматизм (musica ficta, musica falsa - ложная музыка, фальшивая музыка) и постоянное оперирование многоголосными комплексами (прежде всего консонирующими трезвучиями и секстаккордами) привели к созданию нового типа ладовой системы (модально-гармонические лады), где качества церковных ладов сохранялись лишь в главной мелодии (cantus prius factus), лад же в целом управлялся иными закономерностями. Интонационное влияние церковных ладов прослеживается в отдельных жанрах вплоть до 18 в. (хоральные обработки И.С. Баха и его современников). С 19 в. началось возрождение интонационных элементов церковных ладов под влиянием эстетики романтизма и в связи с разработкой ладов народной музыки (Ф. Шопен, Ф. Лист, русские композиторы); оно было продолжено композиторами 20 в. (финал симфонии "Художник Матис" Хиндемита, соч. О. Мессиана, А. Г. Шнитке и др.).