Оглавление"Вечерняя песнь" - справочник - Ирмос Ирмос
Ирмос, от - связь, ряд от глагола - нанизывать, ставить в ряд, в связь с чем-либо. Для уяснения себе этого надо помнить, что авторы наших церковных песнопений были не только поэтами, но и композиторами, мелодами. Творя свое поэтическое произведение, такой автор писал и соответствующую мелодию для него, вполне ему отвечающую. Единство авторства поэтического и музыкального объясняет и целостность по духу и настроению этих древних церковных песнопений. При этом авторы старались выдерживать свои поэтические творения в строгой зависимости от правил метрики и ударения. Соблюдалось количество слогов, качество их (длина или краткость) и соответственная мелодия. При переводе песнопения с греческого на другие языки (арабский, славянский и проч.) исчезало это строгое соответствие метрики и мелодии. Переводные произведения естественно не сохранили всех этих достоинств оригинала. В особенности этого нельзя оценить в таких перла церковного песнотворчества, как ямбические тиметры св. Иоанна Дамаскина на Рождество, Крещение и Пятидесятницу. Ирмос и является в этом отношении известным образом, - и в смысле метрики, и мелодии, и в идеальном понимании, - и в смысле содержания. Поэт, составляя свои ирмосы, давал себе, так сказать, известный образец метрический и мелодический для совей песни, для всех ее тропарей. Кроме того, по крайней мере в первое время творчества канонов, то есть в эпоху Андрея Критского, отчасти Косьмы и Дамаскина, ирмос был и более или менее близким воспроизведением стиха библейской песни. Иногда это было почти буквально ("Помощник и покровитель..."), или близко по содержанию ("Во глубине постла иногда..." или "Колесницегонителя фараона погрузи...", или "Волною морскою..."., или "Сеченое сечется..."), или более или менее удачные варианты той же темы ("Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийствова богописанный закон..."). Из сказанного явствует, что ирмос есть идеологическая связка между данной песнью канона и песнью библейской; он является и музыкальной, и метрической связкой и образцом для всех тропарей данной песни канона. Все тропари должны были бы и в смысле ударения, количества слогов и напевов, быть приставленными в ряд к данному ирмосу, быть на него нанизанными.