Оглавление"Вечерняя песнь" - справочник - Фиты и лицы Фиты и лицы
Фита - мелодическая формула мелизматического типа, применявшаяся в византийской и древнерусской музыке. В музыкальных памятниках разного времени встречаются фиты, обозначавшиеся сокращённо ("тайнозамкненные" фиты) - с помощью буквы греческого алфавита и (фита). С 16 века фиты стали выписываться полностью с помощью ряда простых знамён; такая запись использовалась и как расшифровка сокращённых обозначений, получив название "развод". Мелодический содержание фит составляют, как правило, развитые напевы разной продолжительности (например, 17 звуков в фите "поводной", 67 - в фите "утешительной"), которые распеваются на 2-3 слога текста. Фиты используются только в начале или середине песнопений. Наиболее широкое распространение фиты получили в стихирах особо торжественных праздников. Названия фит, их начертания, а также разводы содержатся и в древнерусский музыкально-теоретических руководствах - азбуках музыкальных и фитниках.
Лицо, (строки мудрыя, тайнозамкненныя лица, кокизы) - в древнерусской певческой семиографии устойчивый музыкальный оборот, нередко весьма развёрнутый, который записывался сокращённо, условной комбинацией знаков знаменной нотации (см. Крюки). В графические формулы различных лиц часто входит знак в сочетании со "стрелами", "статьями" (например, лицо "царский конец")
В лицах, как и в фитах, представляющих собой комбинации знамён, отдельные знаки утрачивают своё основное значение; отсюда главный признак лиц - "тайнозамкненность": при помощи одного знака могут зашифровываться протяжённые мелодии.
Около 80 начертаний лиц привёл Д. В. Разумовский в книге "Церковное пение в России" (1867).