Оглавление"Вечерняя песнь" - справочник - Аллилуарий Аллилуарий
Аллилуарием называется также стих, или точнее стихи псалмов, взятые с той же целью, что и прокимен, для предварения чтения из священных книг. Разница только в том, что стихи псалмов, составляющих прокимны, предварят или ветхозаветные чтения (паремии), или новозаветные (Апостол и Евангелие) на вечерне, утрени или на часах. Аллилуарий же поется только на Литургии и он только тогда предваряет собой евангельское чтение, когда перед ним было чтение Апостола. Это стих псалма с прерывающим его "аллилуия" (откуда и название), который связывает чтение Апостола с чтением Евангелия. Скабалланович говорит: Кроме "аминь", это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его и в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом; от него веет потому духом глассолалической таинственности, вызывающей его применение, например в таинстве крещения.
История этого песнопения говорит, что оно введено было очень рано и в Римо-Католической Церкви [папа Дамас, т.е. IV в.]. Пению аллилуия на Западе потом стали присоединять и особый гимн, "секвенции" или же "лауды" [по мозарабскому чину]. На Востоке уже в 7-ом веке поются аллилуарии и в Иерусалимкой церкви, точно также и в Александрийской литургии апостола Марка. Нынешние воскресные аллилуарии, по-видимому, уже вполне установились к XII веку по Евергетидскому типику. Все восточные православные общины, кроме коптов, знают тоже употребление на литургии перед чтением Евангелия этого аллилуария.